Последние новости

image description

Гарантии и компенсации при служебных командировках: новое правовое регулирование

Подробнее
image description

С 1 марта 2019 года в Республике Беларусь действуют новые правила валютного регулирования

Подробнее
image description

Приглашаем на стажировку

Подробнее

30- процентный сбор при покупке валюты. Когда и как заработает?

Из пресс-релиза, распространенного Национальным банком Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь 19 декабря 2014 года, стало известно о решении Правительства и Национального банка об установлении обязательного сбора при покупке валюты физическими и юридическими лицами.
Однако пресс-релиз сам по себе нормативным правовым актом не является, поэтому природа сбора, механизм и источник его уплаты пока остаются неясными.
Можно сказать, классическое понимание термина «сбор» относится к сфере регулирования налогового законодательства.
Так, согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.
При этом согласно статье 11 кодекса установление, введение и прекращение действия сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам осуществляются таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Кроме того, сборы (пошлины) могут устанавливаться также Президентом Республики Беларусь.
Как следует из упомянутого пресс-релиза, «предприятия и банки будут уплачивать данный сбор при покупке валюты на бирже, граждане – в виде комиссии при покупке в банках. Уплаченные средства будут направляться в бюджет».
В этой связи возникает масса вопросов относительно природы 30-процентного платежа при покупке валюты. Если это сбор в смысле, понимаемом налоговым законодательством (а из пресс-релиза такие его признаки вполне просматриваются), то нам надо дождаться появления закона или нормативного правового акте Президента Республики Беларусь о его введении, чтобы появилось правовое основание для взимания данного сбора.
Даже такой платеж, как плата за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки вводился Указом Президента Республики Беларусь.

Если это некая банковская комиссия или банковский тариф, который предписывается взимать банкам, бирже, то на каком основании данные организации будут перечислять взысканные средства в бюджет? И как тогда быть с Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», где предусмотрено исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности (к слову, в 2011 году письмом от N 55-17/176 Национальный банк Республики Беларусь отменил ряд своих указаний банкам по формированию и применению тарифов и сборов по кредитным операциям со ссылкой именно на требование Директивы)?
Пока Национальный банк Республики Беларусь довел до банков информацию о необходимости взимать 30-процентный сбор в виде комиссии с физических лиц.
Однако сумма комиссии подлежит включению в доходы банка и будет подлежать налогообложению в общеустановленном порядке, как и биржевой сбор у биржи. Следовательно, ввиду того, что сумма комиссии и биржевого сбора попадут в налогооблагаемую базу, перечислить их в бюджет в той же сумме, что была взыскана с покупателей валюты, возможно только если банк и биржа будут тратить свои собственные средства на восполнение налоговых изъятий.
Другой вариант – установить налоговые льготы для банков и биржи относительно взысканного сбора. Но это, опять же, потребует принятия нормативного правового акта Президента Республики Беларусь или закона.
Кроме того, если речь идет о банковской комиссии, то банкам необходимо еще выполнить процедуры одностороннего изменения имеющихся договоров с клиентами, например, владельцами карточек.
По всей видимости, в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах запас времени для подготовки нормативной правовой базы для взимания сбора отсутствовал. Однако без нее механизм взимания и перечисления в бюджет 30-ти процентного сбора остается неопределенным.