Последние новости

image description

Гарантии и компенсации при служебных командировках: новое правовое регулирование

Подробнее
image description

С 1 марта 2019 года в Республике Беларусь действуют новые правила валютного регулирования

Подробнее
image description

Приглашаем на стажировку

Подробнее

Налог на добавленную стоимость 2017: «налог на Google», НДС на услуги иностранных сервисов по онлайн бронированию и другие изменения

Налог на добавленную стоимость 2017: «налог на Google», НДС на услуги иностранных сервисов по онлайн-бронированию и другие изменения

В начале октября текущего года Совет Республики одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Проект), с текстом которого можно ознакомиться на сайте pravo.by (http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3941&p0=2016085014).
В настоящем обзоре рассмотрим изменения, которые представляются наиболее важными для многих налогоплательщиков.

1. Налогообложение посреднических услуг электронных цифровых платформ
Проектом устанавливается, что территория Республика Беларусь будет считаться местом реализации услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях), если покупатель (приобретатель) таких услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.
Полагаем, что под данное определение, в первую очередь, будут подпадать посреднические услуги, предоставляемые иностранными компаниями с использованием веб-сервисов, приложений для онлайн-бронирования и заказов: платформы для бронирования отелей (Booking.com и др.), приобретения билетов и иных услуг.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, оплачивающие подобные услуги, обязаны будут исчислять и перечислять в бюджет НДС от стоимости услуг, оказываемых иностранными организациями, которые, как правило, выражаются в определенного размера комиссии, удерживаемой или взимаемой иностранной организацией при расчетах с белорусским налогоплательщиком. В последующем уплаченный НДС может быть принят к вычету в общеустановленном порядке.

2. «Налог на Google» — с 1 января 2018 года

Под данным выражением в обиходе понимается НДС, обязанность по исчислению и уплате которого вводится для иностранных организаций в отношении стоимости программного обеспечения, электронных услуг, скачиваемых или потребляемых пользователями на территории определенного государства (Google в данном случае упоминается как владелец одной из наиболее распространенных площадок для приобретения различных приложений). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и по ныне действующей редакции Налогового кодекса Республики Беларусь обязаны исчислять и уплачивать НДС при приобретении прав на программное обеспечение у иностранных организаций (B2B).
Планируемые же нововведения обяжут непосредственно иностранные организации исчислять и уплачивать налог при продаже приложений и услуг физическим лицам (B2C).
Как и в первом рассмотренном выше случае объект налогообложения будет возникать в силу расширения случаев, когда территория Республики Беларусь признается местом реализации услуг. Так, местом реализации услуг в электронной форме будет считаться территория Беларуси, если покупателем (приобретателем) услуг в электронной форме является физическое лицо, приобретающее услуги в Республике Беларусь.
Физическое лицо будет считаться приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь при наличии следующих критериев:
— местом фактического нахождения физического лица является Республика Беларусь;
— местом нахождения банка, в котором открыт счет, используемый физическим лицом для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется физическим лицом оплата услуг, является территория Республики Беларусь;
— сетевой (IP) адрес устройства, использованного покупателем при приобретении услуг в электронной форме, зарегистрирован в Республике Беларусь (относится к адресному пространству Республики Беларусь);
— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен Республике Беларусь. Под услугами в электронной форме будут пониматься услуги, оказанные иностранной организацией через глобальную компьютерную сеть Интернет автоматизированно с использованием информационных технологий, в том числе с привлечением иностранного посредника в расчетах. К услугам в электронной форме отнесены:
— предоставление прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет;
— рекламные услуги в сети Интернет, в том числе с использованием программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет;
— услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
— услуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть Интернет, при вводе данных покупателем услуг, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
— услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
— услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);
— обеспечение и (или) поддержание присутствия в сети Интернет для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети Интернет, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем;
— хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
— предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
— предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;
— ведение статистики на сайтах в сети Интернет. Из приведенного перечня исключается:
— реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;
— реализация (передача прав на использование) программ для электронно-вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных, содержащихся на материальных носителях;
— оказание консультационных услуг по электронной почте;
— оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет. Согласно Проекту иностранная организация, которая оказывает или собирается оказывать услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, физическим лицам, приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, и осуществлять расчеты за оказанные ею услуги непосредственно с указанными физическими лицами обязана стать на учет в белорусском налоговом органе. То же самое касается иностранной организации, которая осуществляет или собирается осуществлять посредническую деятельность с участием в расчетах физических лиц, приобретающих услуги в электронной форме в Республике Беларусь, за оказанные им услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров с иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь (далее – иностранный посредник в расчетах). При этом такой иностранный посредник в расчетах имеет права и несет обязанности, установленные Налоговым кодексом для иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь. Таким образом, если, к примеру, приложения, электронные книги или музыка приобретаются через Google play или App store, то именно иностранные организации, владеющие данными площадками и действующие как посредники между разработчиками или правообладателями и покупателями обязаны будут пройти постановку на налоговый учет в Беларуси. Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме физическим лицам в Республике Беларусь, будет обязана обеспечить с использованием личного кабинета плательщика получение от налогового органа и направление в налоговый орган электронных документов и (или) информации в электронном виде, которые используются налоговыми органами для налогового контроля. Постановка на налоговый учет указанных иностранных организаций будет производится путем подачи заявления в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску.
Заявление может быть представлено на бумажном носителе лицом, имеющим полномочия представлять иностранную организацию на территории Республики Беларусь, либо направлено по почте заказным письмом, либо подано в электронной форме. Если указанное заявление подано в электронной форме, то оно должно быть подписано электронной цифровой подписью лица, имеющего полномочия представлять иностранную организацию на территории Республики Беларусь.
Иностранный посредник в расчетах подлежит постановке на учет в налоговом органе, если физические лица, приобретающие услуги в электронной форме в Республике Беларусь, за оказанные им такие услуги производят расчет через иностранного посредника в расчетах. Сведения, необходимые для налогового контроля, будут поступать в налоговые органы из банков, небанковских финансовых учреждений, процессинговых центров, владельцев платежных систем на основе использования банковских платежных карточек, владельцев систем расчетов с использованием электронных денег, на которые будет возлагаться обязанность на основании запроса предоставлять Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и (или) инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в адрес иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме для физических лиц, а операторы электросвязи, интернет-провайдеры – сведения об оказании этими иностранными организациями услуг в электронной форме.
Кроме того, налоговым органам будет предоставлено право при проведении камеральной проверки иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме для физических лиц, затребовать у нее для проверки информацию, подтверждающую, что местом реализации услуг в электронной форме признается территория Республики Беларусь, сумму выручки, полученной от оказания услуг в электронной форме, а также иную информацию, относящуюся к оказанию таких услуг.
При реализации услуг в электронной форме иностранными организациями налоговая база НДС будет определяться как стоимость этих услуг с учетом суммы НДС. То есть для расчета суммы налога стоимость услуг нужно будет умножить на 20 и разделить на 120.
Моментом фактической реализации услуг будет признаваться последний день отчетного периода, на который приходится день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих услуг. Отчетным периодом по НДС для иностранных организаций будет признаваться календарный квартал. Иностранные организации будут представлять в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску через личный кабинет плательщика в электронной форме по установленным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь форме и формату налоговую декларацию (расчет) по НДС в виде электронного документа или информацию, содержащую сведения по оборотам по реализации услуг и исчисленную сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате.
Выставлять (направлять) электронный счет-фактуру для иностранных организаций в отношении рассматриваемых объектов налогообложения не требуется. Обратим внимание, что приведенные положения Проекта вступят в силу с – с 1 января 2018 года.
3. Расчеты с субабонентами за энергию, газ и воду
Проектом предусматривается включить в объекты налогообложения обороты по передаче абонентом субабонентам всех видов полученных энергии, газа, воды.
Соответственно, данные обороты будут исключены из пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь, где в настоящее время обороты по возмещению абоненту субабонентами стоимости всех видов полученных энергии, газа, воды называются в числе непризнаваемых объектами налогообложения. Данное изменение будет актуальным для арендодателей и иных лиц, заключивших субабонентские договоры на передачу указанных ресурсов.
4. Отмена льготы по НДС для услуг по перевозке пассажиров
Проектом предполагается отменить освобождение от НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров:
— городским и пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении;
— городским электрическим транспортом и метрополитеном;
— внутренним водным транспортом в пригородном сообщении;
— железнодорожным транспортом общего пользования на городских и региональных линиях.
5. Электронные счета-фактуры по НДС

Предельные даты выставления (направления) электронного счета-фактуры Проектом предусматривается перенести с 5-го на 10-е число месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Перечень случаев, когда электронный счет-фактура не создается плательщиком, будет дополнен следующими:
— при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров индивидуальными предпринимателями, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Данное положение не применяется индивидуальными предпринимателями с 1-го числа месяца, в котором они признаны плательщиками налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, налоговая база налога на добавленную стоимость по которым в соответствии с законодательством признается равной нулю (равна нулю);
— реализации услуг в электронной форме иностранными организациями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц;
— реализации услуг по перевозке между юридическими лицами, входящими в сводный баланс основной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога», не включаемых в налоговую базу НДС в соответствии с пунктом 9 статьи 98 Кодекса. Изменяется порядок действия налогоплательщика на случай невозможности выставления электронного счета-фактуры. Согласно Проекту в случае невозможности выставления (направления) электронных счетов-фактур в связи с недоступностью портала (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)), недостаточностью ресурсов портала, недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с порталом, включая недостаточность ширины каналов связи с порталом, плательщик обязан не позднее пяти рабочих дней со дня возобновления работоспособности портала выставить (направить) электронный счет-фактуру в соответствии с требованиями статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь.
То есть вариант с предъявлением суммы НДС при данных обстоятельствах путем выделения их в первичных учетных документах исключается.