Последние новости

image description

Гарантии и компенсации при служебных командировках: новое правовое регулирование

Подробнее
image description

С 1 марта 2019 года в Республике Беларусь действуют новые правила валютного регулирования

Подробнее
image description

Приглашаем на стажировку

Подробнее

НАЛОГИ 2014: обзор основных изменений

Представляем обзор изменений налогового законодательства, вступление в силу которых ожидается с 2014 года. Материал содержит информацию не обо всех планируемых изменениях, а только о той их части, которую мы посчитали важной для многих налогоплательщиков.

При подготовке данного материала использовался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», текст которого размещен на интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://minfin.gov.by/tax_policy/discuss_projects/, далее – проект закона).

Отметим, что принятый законодательным органом текст может отличаться от проекта закона, в связи с чем представляемая в настоящем обзоре информация не является окончательной.

Общие положения

1. Проектом закона предусматривается внесение изменений в статью 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь в части определения видов деятельности, не относящейся к предпринимательской. Подобные изменения позволят разрешить сомнения о необходимости государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации при осуществлении той или иной деятельности.

Так, согласно планируемым изменениям к предпринимательской деятельности не будет относиться:

ремесленная деятельность;

деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

деятельность граждан Республики Беларусь, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;

адвокатская деятельность;

частная нотариальная деятельность;

деятельность третейских судей;

деятельность медиаторов;

деятельность, осуществляемая в рамках временных научных коллективов;

деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг и банковских счетов в качестве средства платежа или в целях сохранения денежных средств и получения дохода;

осуществляемые физическими лицами самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам следующие виды деятельности:

реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не более пяти дней в календарном месяце произведенных, переработанных либо приобретенных физическими лицами для продажи товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, котят и щенков), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее – разовая реализация товаров на рынке). При этом условие об осуществлении деятельности не более пяти дней в календарном месяце не распространяется на реализацию продукции растениеводства и продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных, произведенной на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном лицу, осуществляющему реализацию, и (или) лицам, состоящим с ним в браке, отношениях близкого родства или свойства, для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела;

оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;

оказание услуг по дроблению зерна;

выпас скота;

репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);

чистка и уборка жилых помещений;

уход за взрослыми и детьми;

услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;

музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;

деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;

предоставление услуг тамадой;

фотосъемка, изготовление фотографий;

деятельность, связанная с поздравлением детей с днем рождения, Новым годом и иными праздниками вне зависимости от места проведения праздника;

реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);

услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;

предоставление секретарских услуг и услуг по переводу;

предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;

ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;

сдача внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания

2. На уровне Налогового кодекса Республики Беларусь закрепляется обязанность налогоплательщика по предоставлению в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовой индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

3. Планируется ввести норму, исключающую негативные последствия отдельных ошибок при перечислении налогов не в тот бюджет. Так, налоговое обязательство будет считаться исполненным в случае ошибочного указания плательщиком в платежной инструкции на перечисление в бюджет суммы налога, сбора (пошлины) наименования (кода) банка и номера счета по учету средств республиканского бюджета вместо наименования (кода) банка и номера счета по учету средств местного бюджета и наоборот, если такое указание повлекло не перечисление этой суммы в соответствующий бюджет. Однако данное положение не будет распространяться на исполнение налогового обязательства по уплате таможенных платежей.

4. Предусматривается закрепление права руководителя (его заместителя) налогового органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке в случаях:

— включения плательщика (иного обязанного лица) в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

— если сумма денежных средств, поступившая на счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 базовых величин и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.

5. Предполагается введение нового института – крупный налогоплательщик и особых форм налогового контроля за его деятельностью.

Налоговыми органами в целях налогового контроля осуществляется изучение и анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, включенных в перечень крупных плательщиков, и иной информации, имеющейся в распоряжении налоговых органов.

Перечень крупных плательщиков утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь до 1 октября года, предшествующего году его введения в действие.

Перечень крупных плательщиков вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения, и не подлежит пересмотру в течение двух календарных лет, если иное не предусмотрено Кодексом.

В перечень крупных плательщиков включаются сто белорусских организаций, имеющих наибольшую выручку (доходы) от реализации согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, при одновременном наличии одного из перечисленных ниже показателей:

— суммарный объем налогов, сборов, исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 000 000 000 белорусских рублей;

— сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная организацией к возмещению из бюджета согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на добавленную стоимость за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, превышает 75 000 000 000 белорусских рублей.

Налоговый орган по месту постановки на учет организации, включенной в перечень крупных плательщиков, до 1 января года введения его в действие направляет ей на бумажном носителе или в виде электронного документа уведомление о включении организации в перечень крупных плательщиков.

Форма и формат уведомления, а также порядок его передачи в электронном виде утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Организации, включенные в перечень крупных плательщиков, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа:

годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность – непозднее 31 марта года, следующего за истекшим годом;

— промежуточную индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность (за исключением месячной отчетности) – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом;

— книгу покупок –ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

6. Устанавливается обязанность банка по предоставлению не позднее трех рабочих дней после получения от налогового органа запроса следующей информации:

— сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, об имуществе, находящемся на хранении в банке, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам).

В отношении физических лиц указанная информация может быть запрошена на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных законодательством или международными договорами Республики Беларусь;

— сведений о кредитах банка, выданных физическим лицам (возвращенных (погашенных) физическими лицами), наличии у физических лиц вкладов (депозитов) в банках, начисленных (выплаченных) физическим лицам процентах по вкладам (депозитам), выписки по вкладам (депозитам). 

Сведения могут быть запрошены налоговым органом, если физическим лицом, представившим декларацию о доходах и имуществе, в качестве источника денежных средств, использованных на приобретение имущества, были заявлены кредиты банка, проценты по вкладам (депозитам) банка и (или) денежные средства, размещенные на вкладах (депозитах) банка;

— сведений об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

7. Предполагается введение новой формы налогового контроля — наблюдение хронометражным методом.

Наблюдение хронометражным методом проводится с целью установления фактического дохода плательщика (иного обязанного лица) за период, в течение которого проводится наблюдение.

Наблюдение хронометражным методом проводится налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) в ходе проведения проверки в торговых и иных помещениях (на территориях), в местах оказания услуг, используемых плательщиками (иными обязанными лицами) для извлечения дохода (за исключением жилых помещений).

Результаты наблюдения хронометражным методом вносятся в хронометражно-наблюдательную карту, форма которой устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. 

По завершению наблюдения хронометражно-наблюдательная карта подписывается должностным лицом налогового органа и плательщика или его представителем.

К хронометражно-наблюдательной карте могут прилагаться копии документов, полученных в ходе наблюдения.

Результаты наблюдения хронометражным методом включаются в акт (справку) проверки.

По завершению наблюдения хронометражным методом на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывается среднедневная выручка плательщика (иного обязанного лица) и сравнивается со среднедневной выручкой, рассчитанной исходя из сведений, указанных плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль, в налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения, в налоговой декларации (расчете) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки.

При реализации одного наименования товара, носящего сезонный характер (перечень товаров устанавливается МНС) сравнение среднедневных выручек производится за аналогичный период прошлого года.

Сравнение среднедневных выручек производится в сопоставимых ценах с применением индекса дефлятора валового внутреннего продукта, действующего на момент проведения проверки.

В случае превышения суммы среднедневной выручки (дохода), рассчитанной налоговым органом по итогам наблюдения хронометражным методом, с суммой среднедневной выручки (дохода), рассчитанной приведенным способом, на 30 процентов и более, налоговый орган производит корректировку налоговой базы по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходному налогу с физических лиц, соответственно, и пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период, среднедневная выручка которого подлежала сравнению в соответствии с данным порядком.

Налог на добавленную стоимость

1. В новой редакции излагается часть 1 ст. 91 Налогового кодекса Республики Беларусь о признании индивидуального предпринимателя плательщиком НДС. Указывается, что с 2014 года индивидуальные предприниматели признаются плательщиками при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если сумма дохода за три предшествующих месяца превысила 40 000 евро. В эту сумму включается как выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), так и внереализационные доходы в виде операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества. При этом не учитываются суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки.

2. Планируется расширить перечень объектов, которые не признаются объектом налогообложения налога на добавленную стоимость (п.2 ст. 93 Кодекса):

— обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ (услуг), выполняемых (оказываемых) органами внутренних дел Республики Беларусь (их подразделениями)и органами и их подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 

— операции по предоставлению возмездных денежных займов, за исключением краткосрочных займов под залог имущества, предоставляемых ломбардами, и коммерческих займов;

— обороты по реализации:

    драгоценных металлов при заключении договора с перерабатывающей организацией на поставку драгоценных металлов в виде лома и отходов с обязательством перерабатывающей организации по их переработке и поставке извлеченных драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее в настоящей главе – Госфонд);

    драгоценных металлов и драгоценных камней,а также выполненных работ (оказанных услуг) при отпуске драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда;

— выдача акцизных марок для маркировки и перемаркировки алкогольных изделий и табачной продукции, контрольных и специальных марок для маркировки алкогольных изделий и табачной продукции, контрольных (идентификационных) знаков для маркировки товаров, контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов, счетов-справок на реализацию автомототранспорта и инструкций (методических указаний) по контролю их подлинности в комплекте с идентификатором скрытого латентного изображения, марок пошлин и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательством.

3. Из перечня объектов, освобождаемых от налога на добавленную стоимость товаров при ввозе на территорию Республики Беларусь, предполагается исключить специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел.

4. Дополнительно определяются особенности признания момента фактической реализации дня оказания санаторно-курортных услуг. Днем оказания санаторно-курортных услуг, предоставляемых санаторно-курортными и оздоровительными организациями, признается день передачи путевки либо последний день срока действия путевки. Выбранный плательщиком порядок определения дня оказания услуг отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

Днем оказания услуг в сфере образования при сроке получения образования более двух месяцев признается последний день каждого месяца оказания услуг.

Днем оказания медицинских услуг при периоде медицинского наблюдения и оказания медицинской помощи пациенту в организации здравоохранения на срок более двух месяцев признается последний день каждого месяца оказания услуг.

5. С 2014 года ввозится новое положение, согласно которому в случае уценки и (или) списания нереализованных по розничным ценам торговыми организациями и организациями связи в установленные договором сроки тиражей периодических печатных средств массовой информации, которые в соответствии с условиями договора не подлежат возврату и расчеты за которые не производятся, на сумму оборота по реализации этих периодических печатных средств массовой информации у юридических лиц, на которые возложены функции редакций печатных средств массовой информации (продавцов), уменьшаются обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведены уценка и (или) списание нереализованных по розничным ценам периодических печатных средств массовой информации, а у торговых организаций и организаций связи (покупателей) в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка налоговых вычетов.

6. Установлена новая обязанность организации, включенных в соответствии со статьей 641 Налогового кодекса в перечень крупных плательщиков, утверждаемый Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Они обязаны вести книгу покупок с 1 января года, следующего за годом утверждения перечня крупных плательщиков.

7. Дополнен перечень сумм налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету. С 2014 года не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, связанных с получением доходов (выручки) в части осуществления деятельности по организации и проведению лотерей, деятельности по проведению электронных интерактивных игр, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельности по оказанию организациями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов.

Налог на прибыль

1. С 2014 года планируется закрепить законодательно правило, согласно которому при переходе с особого режима налогообложения на общий порядок налогообложения в целях определения валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, понесенные в период применения особого режима налогообложения, но относящегося к выручке, полученной в период применения общего порядка налогообложения.

2. Уточняется порядок признания внереализационных доходов для целей налогообложения.

С 2014г. дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком (за исключением банков) на дату признания доходов в бухгалтерском учете с соблюдением принципа (метода) начисления, а в отношении доходов, по которым в Кодексе указана дата их отражения — на эту дату.

3. Закрепляется правило о том, что суммы в погашение дебиторской задолженности после истечения сроков исковой давности, а также суммы в погашение дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания отражаются в составе внереализационных доходов на дату их поступления независимо от способа такого погашения (зачет встречных требований, оплата задолженности перед третьими лицами и др.). Невозможной (нереальной) для взыскания признается дебиторская задолженность ликвидированных юридических лиц и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей, а также задолженность умерших физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

4. Доходы покупателя (заказчика) в сумме премий, бонусов, предоставленных продавцом (исполнителем, подрядчиком) к цене (стоимости), указанной в договоре, после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов будут отражаться на дату их поступления, включая зачет встречных требований, оплату задолженности перед третьими лицами и др.

5. С 2014 года планируется закрепить правило, согласно которому суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и, если это предусмотрено законодательством, суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки приобретательной давности отражаются не на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности или приобретательной давности, а отражаются на дату признания доходов в бухгалтерском учете с соблюдением принципа (метода) начисления.

Суммы кредиторской задолженности при ликвидации, прекращении деятельности и (или) смерти кредитора отражаются на дату исключения кредитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (иностранных организации и индивидуального предпринимателя – из торгового регистра или иной системы учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей страны их учреждения) или и (или) смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Такие внереализационные доходы как плата за участие в торгах (тендере) отражаются на дату их поступления.

6. Вводятся следующие правила в отношении даты отражения доходов.

Доходы организации по договору доверительного управления имуществом, в котором она указана в качестве выгодоприобретателя, а также средства, поступившие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства в налоговых периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении отражаются на дату их поступления.

Доходы покупателя (заказчика) в сумме премий, бонусов, предоставленных продавцом (исполнителем, подрядчиком) к цене (стоимости), указанной в договоре, после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов отражаются на дату их поступления, включая зачет встречных требований, оплату задолженности перед третьими лицами и др.

Другие доходы плательщика при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав отражаются не позднее даты их получения.

7. В состав внереализационных доходов с 2014 года включены денежные средства, полученные республиканскими унитарными предприятиями, осуществляющими распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажу, либо производство, передачу и распределение электрической энергии, от республиканских унитарных предприятий, осуществляющих аналогичный вид деятельности, при распределении средств в соответствии с законодательством в пределах одного собственника в условиях установления единых в Республике Беларусь, дифференцированных по группам потребителей цен на природный газ либо тарифов на электрическую энергию, соответственно. Такие доходы отражаются на дату их поступления.

8. Изменился порядок признания внереализационных расходов для целей налогообложения.

До 2014 года дата отражения внереализационных расходов определялась плательщиком (за исключением банков) в соответствии с его учетной политикой, но не могла быть ранее даты, когда они были фактически понесены, а в отношении расходов, по которым Кодексом были предусмотрены специальные правила определения даты их отражения — не ранее такой даты.

С 2014г. дата отражения внереализационных расходов определяется плательщиком (за исключением банков) на дату признания расходов в бухгалтерском учете, а в отношении расходов, по которым в Кодексе указана дата их отражения, - на эту дату.

9. Из состава внереализационных расходов исключаются:

— отчисления в резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;

— восстановление резерва при восстановлении сомнительных долгов.

10. Вводятся следующие изменения в отношении даты отражения расходов.

 С 2014 года такие внереализационные расходы как убытки от списания дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания отражаются на дату исключения дебитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (иностранных организации и индивидуального предпринимателя – из торгового регистра или иной аналогичной системы учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей страны их учреждения) или и (или) смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

В настоящее время такие расходы отражаются на дату, когда плательщику стало известно об исключении дебитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) о факте смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, с 2014 года будут отражаться не ранее даты их фактического осуществления (возникновения).

11. С 2014 год в состав внереализационных расходов включены денежные средства, перечисленные республиканскими унитарными предприятиями, осуществляющими распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажу, либо производство, передачу и распределение электрической энергии, республиканским унитарным предприятиям, осуществляющим аналогичный вид деятельности, при распределении средств в соответствии с законодательством в пределах одного собственника в условиях установления единых в Республике Беларусь, дифференцированных по группам потребителей цен на природный газ либо тарифов на электрическую энергию, соответственно. Такие расходы отражаются на дату их осуществления.

12. До 2014 года плательщик имел право включить в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) часть первоначальной стоимости основных средств и (или) нематериальных активов, сформированной в бухгалтерском учете (за исключением принятия основных средств и (или) нематериальных активов в качестве объекта по договорам аренды (лизинга), доверительного управления, а также вклада в уставный фонд (простое товарищество или хозяйственную группу) и случаев безвозмездного получения этих средств и активов) в месяце, с которого начинают исчисляться амортизационные отчисления в бухгалтерском учете.

С 2014 года в статью, регулирующую данный вопрос (ст. 130 Кодекса) внесены изменения. Вводиться право плательщика применить инвестиционный вычет (данный инвестиционный вычет заменяет положение о включение в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) части первоначальной стоимости основных средств и (или) нематериальных активов).

Инвестиционным вычетом признается сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств производственного назначения, а также от стоимости вложений в реконструкцию в следующих пределах:

— по капитальным строениям (зданиям и сооружениям) производственного назначения и стоимости вложений в их реконструкцию – не более десяти процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);

— по машинам и оборудованию производственного назначения и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для услуг такси)и стоимости вложений в их реконструкцию – не более двадцати процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).

Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) в том месяце, с которого (в котором):

— в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств;

— стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную стоимость основных средств производственного назначения.

Применительно к одному и тому же объекту основных средств инвестиционный вычет может быть применен плательщиком повторно только в отношении стоимости вложений в реконструкцию, ранее не принятой для расчета инвестиционного вычета.

Стоимость имущества, полученного при ликвидации (частичной ликвидации) основного средства, от первоначальной стоимости и (или) стоимости вложений в реконструкцию которого исчислен и включен в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) инвестиционный вычет, не может быть учтена плательщиком в составе первоначальной стоимости и (или) стоимости вложений в реконструкцию иных объектов основных средств для целей исчисления инвестиционного вычета.

Для целей определения инвестиционного вычета по основным средствам производственного назначения:

— к зданиям относятся основные средства, не являющиеся зданиями жилыми (части таких зданий), за исключением зданий, предназначенных для торговли (части таких зданий), зданий культурно-развлекательного назначения, для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса (части таких зданий), зданий гостиниц, ресторанов и других зданий для краткосрочного проживания (за исключением общежитий и объектов придорожного сервиса), общественного питания (за исключением столовых) (части таких зданий), передвижных зданий, зданий сборно-разборных и передвижных, гаражей для автомобилей (части таких зданий), автостоянок (части таких зданий);

— к сооружениям относятся основные средства, за исключением сооружений спортивных, сооружений, предназначенных для осуществления торговли, сооружения мест отдыха и зоопарков, сооружений для стоянки или парковки автомобилей;

— к машинам и оборудованию, транспортным средствам относятся основные средства, за исключением основных средств, которые используются для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, оборудования торговли и общественного питания, мебели, инвентаря и принадлежностей общего назначения;

— к стоимости вложений в реконструкцию относится стоимость работ по реконструкции (модернизации, реставрации) зданий, сооружений, машин и оборудования, транспортных средств (включая стоимость материалов, использованных при их проведении), иных аналогичных работ, которая увеличила в бухгалтерском учете первоначальную стоимость основных средств производственного назначения.

Инновационный вычет не подлежит применению к основным средствам производственного назначения, если они приняты плательщиком в качестве объекта по договорам аренды (лизинга, в том числе финансового лизинга), доверительного управления, вклада в уставный фонд (простое товарищество или хозяйственную группу) и случаев безвозмездного получения этих средств и активов, используются (полностью или частично) либо предназначены для использования (полностью или частично) в деятельности, по которой организация не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения.

13. Дополнено также следующее положение в отношении затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

С 2014г. затраты на научно – исследовательские и (или) опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, зарегистрированные в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, при соблюдении определенных условий, могут отражаться в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) с применением повышающего коэффициента до 1,5 включительно.

14. С 2014 года в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) отражаются страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, только на те выплаты работникам, которые непосредственно связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.

15. При принятии юридическим лицом решения о передаче затрат, связанных с управлением организацией, филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям, исполняющим налоговые обязательства юридического лица Республики Беларусь, воодится правило, согласно которому в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) у последних принимаются затраты, распределенные между всеми филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, исполняющими налоговые обязательства юридического лица Республики Беларусь, независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой юридического лица.

16. Планируются изменения в перечне затрат, не учитываемых при налогообложении.

Так, с 2014 года затратами, не учитываемыми при налогообложении будут являться не только страховые взносы по видам добровольного страхования, за исключением страховых взносов по перечню видов добровольного страхования и порядку, определяемым Президентом Республики Беларусь, но и страховые взносы, предусмотренные законодательством (в том числе иностранных государств) и являющиеся условием осуществления деятельности организаций, уплатившими эти взносы.

17. Внесены изменения в определение валовой прибыли от операций с ценными бумагами

С 2014 года к ценным бумагам, доходы от операций не учитываются при определении валовой прибыли, будут относиться:

— государственные ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов Республики Беларусь от имени Республики Беларусь за исключением государственных ценных бумаг, выпущенных и размещенных на внешних финансовых рынках, если иное не установлено законодательными актами.

— облигации ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

18. С 2014 года от налогообложения налогом на прибыль будет освобождаться также прибыль организаций (в размере не более 10 процентов валовой прибыли), переданная Белорусскому детскому фонду, Белорусскому детскому хоспису или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.

19. С 2014 года у организаций, осуществляющих выращивание животных, к продукции животноводства, освобождаемой в соответствии с Кодексом от налога на прибыль, также относится не переработанная пищевая продукция животного происхождения

20. С 2014 года планируется изменения отчетного периода:

— отчетным периодом налога на прибыль будет признаваться календарный квартал;

— отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, будет признаваться календарный месяц.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего отчетного периода должна будет представляться плательщиком в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, причем независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения

Уплата налога на прибыль будет производиться в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

Исключения из данных правил устанавливаются для бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественными объединений, иных некоммерческих организаций, Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь и его подразделениями, государственного объединения «Белорусская железная дорога».

Соответственно исключается существующий ныне порядок определения суммы налога на прибыль, подлежащей уплаты текущими платежами.

С 2014 года:

— при ликвидации плательщика налог на прибыль уплачивается исходя из фактической валовой прибыли плательщика;

— при прекращении деятельности плательщика в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) налог на прибыль уплачивается исходя из фактической валовой прибыли такого плательщика за период до реорганизации;

— при ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь, в том числе в результате изменения структуры юридического лица, налог на прибыль уплачивается исходя из фактической валовой прибыли филиала, представительства и иного обособленного подразделения за период до их ликвидации;

— при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство налог на прибыль уплачивается до завершения такой деятельности исходя из фактической валовой прибыли такого плательщика.

Уплата налога на прибыль за четвертый квартал 2014 года производится авансовым платежом не позднее 22 декабря 2014 года в размере ⅔ суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за третий квартал 2014 года с последующим перерасчетом в целом за 2014 год и исчислением суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению по сроку 22 января 2015 года.

Порядок уплаты налога на прибыль и предоставления налоговой декларации иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство с 2014 году получит дополнительную детализацию.

Налог на прибыль иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, исчисляется непосредственно плательщиком по месту нахождения постоянного представительства иностранной организации.

Иностранная организация, открывшая представительство, но не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в налоговый орган отчет о деятельности в Республике Беларусь и налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль за налоговый период.

В случае осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности через постоянное представительство по месту нахождения открытого на территории Республики Беларусь представительства, а также в иных местах на территории республики, осуществление деятельности в которых приводит к образованию постоянного представительства, налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль представляется в налоговый орган по месту нахождения представительства, а также в налоговый орган по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство.

Организация или физическое лицо, признаваемые в соответствии с Кодексом постоянным представительством иностранной организации, через которое иностранная организация осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, уплачивают налог на прибыль за счет денежных средств иностранной организации, постоянным представительством которой они являются, а при их недостаточности и отсутствии иного имущества иностранной организации — за счет собственных денежных средств. В налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль, представляемых в налоговый орган, и платежных инструкциях на перечисление налога на прибыль в бюджет за иностранную организацию указывается учетный номер плательщика, присвоенный иностранной организации.

Сумма уплаченного в бюджет налога на прибыль иностранной организацией подтверждается справкой, выдаваемой налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства иностранной организации по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Сумма налога на прибыль с дивидендов будет удерживаться и перечисляться в бюджет белорусскими организациями, начислившими дивиденды. Такие белорусские организации будут признаваться налоговыми агентами, иметь права и нести обязанности, установленные статьей 23 Кодекса.

Перечисление в бюджет сумм налога на прибыль по дивидендам производится налоговыми агентами не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

1. Согласно статье 148 Налогового кодекса Республики Беларусь дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа).

С 2014 года планируется предоставить налоговым агентам право самостоятельно определять, что считать днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам, из двух возможных дат:

— даты отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате дохода от долговых обязательств по кредитам, займам;

— даты отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) дохода иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам.

Налоговые агенты, избравшие днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам, дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты, делают соответствующую отметку в налоговой декларации (расчете) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в которой отражен этот вид дохода иностранной организации. Принятое налоговым агентом решение о выборе дня начисления указанного дохода иностранной организации изменению в течение текущего календарного года не подлежит.

Данное изменение представляет особую важность для налоговых агентов, привлекающих заемное и кредитное финансирование в свете требований Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 по ежемесячному признанию процентов за пользование займом или кредитом в бухгалтерском учете.

2. Также устанавливается, что днем начисления дохода (платежа) иностранной организации налоговыми агентами, которые используют предоставленное им законодательством право не вести бухгалтерский учет, признается дата выплаты дохода иностранной организации (осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

3. Планируется изменения порядка предоставления налоговых деклараций по налогу.

Налоговый агент не удерживает налог на доходы и не представляет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы, если к сроку исполнения обязательства по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы им получено подтверждение об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, выданное налоговым органом Республики Беларусь в установленном порядке.

Налоговый орган Республики Беларусь по месту постановки на учет иностранной организации, открывшей в Республике Беларусь представительство, подтверждает осуществление ею деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, в случае получения от такой организации уведомления, в котором указываются учетный номер плательщика и адрес места нахождения налогового агента, вид дохода, а также сведения о том, что данный вид дохода является доходом (выручкой) такой иностранной организации от деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Если данные налоговых деклараций (расчетов), представленных такой иностранной организацией в текущем календарном году, а также иные сведения, которыми располагает налоговый орган, свидетельствуют об осуществлении ею деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, налоговый орган не позднее двух рабочих дней после получения уведомления, направляет один экземпляр подтверждения об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента, а второй экземпляр – налоговому агенту. При этом в подтверждении указывается учетный номер плательщика и адрес места нахождения налогового агента, а также иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство. Подтверждение действительно до окончания календарного года, в котором оно выдано, если налоговый орган не отзовет его по причине прекращения иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Если данные налоговых деклараций (расчетов), представленных в текущем календарном году, иностранной организацией, а также иные сведения, которыми располагает налоговый орган, не свидетельствуют об осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, налоговый орган информирует об этом иностранную организацию в установленный срок.

Подтверждение и уведомление могут быть направлены по установленным форматам в виде электронного документа. Форматы таких подтверждения и уведомления, а также порядок их направления устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы представляется юридическим лицом Республики Беларусь, иностранной организацией или индивидуальным предпринимателем, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в налоговые органы, если иное не предусмотрено Кодексом, по месту постановки на учет таких юридических лиц, иностранных организаций или индивидуальных предпринимателей не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы перечисляется в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог при упрощенной системе налогообложения

1. Проектом закона предусматривается расширение перечня плательщиков при упрощенной системе налогообложения. С 2014г. в эти категории войдут, наравне с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, частные нотариусы, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально.

2. Предусматривается, что для расчета численности работников и валовой выручки организации в целях определения их соответствия критериям (размерам) численности работников и валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения, определенных в положениях Налогового кодекса, организация, реорганизованная в форме преобразования, и организация, возникшая в результате такой реорганизации, признаются одной и той же организацией.

 3. Дополнен перечень объектов, в отношении которых сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. С 2014г. в этот перечень также включаются:

— разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации, и остаточной стоимостью этого имущества;

— прибыль от отчуждения (реализации) участником доли (части доли) в уставном фонде  (пая (части пая)) организации.

 4. В отношении общего порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость произошли определенные изменения. В частности, изменен порядок определения общей площади. Не учитывается площадь передаточных устройств, их частей, а также площадь зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства.

Дополнительно указывается, что организации не освобождаются от исчисления и уплаты налога на недвижимость по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам сверхнормативного незавершенного строительства. Исключение предоставлено лишь применяющим упрощенную систему налогообложения бюджетным организациям, республиканским государственно – общественным объединениям, организационным структурам республиканского государственно – общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь.

 5. В отношении исчисления и уплаты земельного налога при УСН дополнительно указано, что производится исчисление и уплата земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, а также за самовольно занятые и используемые не по целевому назначению.

 6. Дополнен перечень налогов, которые уплачиваются при УСН в общем порядке. С 2014г. исчислению и уплате в общем порядке подлежит:

— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

 7. Дополнен перечень субъектов, которые не вправе будут применять упрощенную систему налогообложения. С 2014 года такими субъектами также будут являться организации и индивидуальные предприниматели, реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и др.) и организации, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию.

 8. Проектом закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять упрощенную систему:

— с месяца, в котором они могут быть признаны организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не вправе применять УСН (пп. 5.1-5.3 ст.286 НК);

— в календарном году, если в предшествовавшем ему календарном году они являлись организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в подпунктах 5.1 или 5.2 пункта 5 ст. 286 НК.

 Соответственно, лишатся права на применение УСН в 2014 году в том числе и налогоплательщики, которые реализовывали в 2013 году имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и др.).

 9. Дополнен порядок перехода на упрощенную систему. С 2014 г. организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования, вправе применять УСН с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, учредительный договор юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования при условии, что:

— реорганизованная организация имела право применять и применяла упрощенную систему на день, непосредственно предшествующий дате преобразования;

— дата преобразования не совпадает с днем, начиная с применение упрощенной системы реорганизованной организацией должно было прекратиться (если численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек и валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 12000000000 белорусских рублей).

 При этом организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования, не вправе до окончания налогового периода применять упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость, если реорганизованная организация применяла упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость на день, непосредственно предшествующий дате преобразования, либо применение упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость реорганизованной организацией должно было прекратиться начиная со дня, совпадающего с датой преобразования.

 10. С 2014 года организации и индивидуальные предприниматели будут вправе отказаться от применения УСН в целом за налоговый период, если письменно информируют об этом налоговый орган также и до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о переходе на упрощенную систему.

 

11. С 2014 года в валовую выручку не будут включаться:

— выручка от реализации участником – организацией доли (части доли) в уставном фонде  (пая (части пая)) другой организации;

— суммы, полученные в виде возмещения товариществу собственников (организации застройщиков, гаражному кооперативу, садоводческому товариществу, дачному кооперативу, кооперативу, осуществляющему эксплуатацию автомобильных стоянок) его участниками (членами) стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных для этих участников (членов) и связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества. Данное положение распространяется также на участника договора совместного домовладения, которому поручено управление недвижимым имуществом совместного домовладения, управляющего недвижимым имуществом совместного домовладения, организацию, управляющую общим имуществом совместного домовладения;

— суммы, полученные в виде возмещения абоненту субабонентами стоимости всех видов энергии, газа, воды;

— доходы индивидуальных предпринимателей, полученные ими в виде страхового возмещения и (или) обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством, и (или) по договорам добровольного страхования, по которым страховые взносы (страховые премии) вносились индивидуальным предпринимателем за счет собственных средств.

 12. В выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки с 2014 года подлежат включению суммы, полученные сверх цены реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав, в том числе суммы возмещения расходов, связанных с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), передачей имущественных прав, не включенные в цену товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая суммы возмещения покупателем товаров их продавцу стоимости приобретенных услуг по доставке (перевозке) товаров, не включенных в стоимость этих товаров), если иное не установлено НК.

 

13. Независимо от положений статьи 128 НК, суммы возмещения недостач, потерь и порчи имущества включаются во внереализационные доходы в полном объеме.

При определении организациями налоговой базы внереализационные доходы в иностранной валюте пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их отражения.

 14. С 2014 года к розничной торговле не будет относиться реализация товаров через торговые объекты общественного питания.

Данное положение используется в целях применения ставки в размере 3%, которая применяется в отношении выручки от реализации в розничной торговле товаров для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4100000000 белорусских рублей реализация товаров через торговые объекты общественного питания.

Проектом закона предусматривается, что данные организации и индивидуальные предприниматели в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров вправе применять ставку пять (5) процентов.

Налог на недвижимость. Земельный налог

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, планируется установить в размере 10 процентов от стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) сверхнормативного незавершенного строительства (вместо 2 процентов).

 На земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, планируется установить повышающий коэффициент 10 к ставкам земельного налога, вместо действующего коэффициента 2.

  

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

 В настоящее время действует требование статьи 326 Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) обязаны обеспечить раздельный учет выручки (доходов), затрат (расходов), сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ. При отсутствии раздельного учета указанных выручки (доходов), затрат (расходов) и сумм исчисление и уплата налогов, сборов (пошлин) производятся резидентами СЭЗ без применения особенностей налогообложения в СЭЗ.

 

С 2014 года планируется ввести правило о том, что распределение прямых затрат, относящихся к товарам собственного производства одного наименования, между операциями по их реализации, на которые распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, и операциями по их реализации, на которые не распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, может производиться пропорционально суммам выручек, полученным по соответствующим операциям. Такое распределение должно быть предусмотрено в учетной политике резидента СЭЗ и производиться с начала и до окончания соответствующего календарного года. При этом для расчета пропорции каждая из выручек уменьшается на суммы налогов, уплачиваемых из соответствующей выручки. Затраты, относящиеся исключительно к товарам, на реализацию которых распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, не учитываются в качестве затрат, приходящихся на товары, на реализацию которых не распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.