26.05.2020

Новый декрет об иностранной безвозмездной помощи

Официально опубликован Декрет Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Напомним, в настоящее время действует Декрет «Об иностранной безвозмездной помощи» от 31.08.2015 № 5, который пришел на смену Декрету «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» № 24.

Таким образом, Декрет от 25 мая 2020 № 3 уже в третий раз в современной истории Беларуси закрепляет обновленный подход государства к порядку регистрации, налогообложения и использования иностранной безвозмездной помощи (далее — ИБП).

Разберемся, какие нововведения содержатся в Декрете № 3:

1. Что такое ИБП?

2. На какие цели может быть использована ИБП?

3. Какие объекты нельзя предоставлять в качестве ИБП?

4. В каких случаях ИБП подлежит регистрации?

5. Какие льготы могут предоставляться получателям ИБП?

6. Откуда Департамент узнает информацию о получении субъектом ИБП?


1. Что такое ИБП?

Сравним определения из Декрета № 3 и Декрета № 5:

   Декрет № 3       Декрет № 5   
Иностранная безвозмездная помощь:
денежные средства* и товары (имущество**), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.

*Денежные средства денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций, беспроцентные займы, за исключением денежных средств, выделяемых иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд, а также процентов, полученных от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банках
**Имущество недвижимое имущество, за исключением перемещаемых вещей, приравненных в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу, и недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь
Иностранная безвозмездная помощь денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями

Таким образом, помимо денежных средств, Декретом № 3 к ИБП отнесены работы и услуги.

Отметим также, что в документе ничего не говорится об имущественных правах, которые ранее исключались из содержания ИБП.

2. На какие цели может быть использована ИБП?

Теперь перечень целей, на которые может быть использована ИБП, выглядит так:

1) оказание медицинской помощи, в том числе медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, а также приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплата медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения (в Декрете № 5 упоминались только медицинская и медико-социальная помощь);

2) оказание социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с вынужденной миграцией (в Декрете № 5 не упоминались лица без определенного места жительства);

3) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (в Декрете № 5 упоминалась лишь ликвидация последствий ЧС);

4) строительство, ремонт (реконструкция) объектов социального назначения*

*Объекты социального назначения – здания организаций здравоохранения (в том числе больниц, поликлиник, госпиталей, диспансеров, центров, родильных домов, санаториев, хосписов, клинических центров паллиативной медицинской помощи детям, центров медико-социальной и (или) социальной реабилитации для детей-инвалидов и (или) инвалидов), домов (баз) отдыха, пансионатов, оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерей, учреждений образования, детско-юношеских спортивных и спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и спортивно-технических школ, центров олимпийского резерва, домов ребенка, детских социальных приютов, территориальных центров социального обслуживания населения, центров социального обслуживания семьи и детей (социальной помощи семье и детям), домов-интернатов для детей-инвалидов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, центров ресоциализации и (или) социальной адаптации, домов (центров) временного пребывания лиц без определенного места жительства, библиотек, музеев, филармоний, цирков и зоопарков (в том числе передвижных), клубов, дворцов (домов, центров) культуры, физкультурно-спортивные сооружения, театры, кинотеатры, вокзалы;

5) укрепление материально-технической базы государственных учреждений (включая государственные органы);

6) создание и развитие библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов;

7) создание и развитие музеев, комплектование музейных фондов;

8) обучение и повышение квалификации работников государственных учреждений (включая государственные органы) (Декрет № 5 не предусматривал такой цели использования ИБП);

9) обеспечение организаций физической культуры и спорта, учреждений образования, научных организаций, организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, спортивной одеждой и обувью, спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, расходными материалами для их обслуживания, а также призами, медалями, дипломами, цветами, сувенирной продукцией и наградной атрибутикой, фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными белково-глюкозными препаратами (в Декрете № 5 содержалась более лаконичная формулировка: «развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы»);

10) подготовка и участие национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва в спортивных мероприятиях на территории Республики Беларусь и (или) за ее пределами (в Декрете № 5 такая цель не фигурировала);

11) установка очистных сооружений, создание объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрение альтернативных источников энергии (в Декрете № 5 такая цель не фигурировала);

12) проведение государственными учреждениями (включая государственные органы) международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);

13) оплата общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечение их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь (в Декрете № 5 такая цель не фигурировала);

14) иные цели при условии согласования данных целей использования помощи Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи* (Декрет № 5 позволял использовать ИБП на иные цели, определяемые Управлением делами Президента Республики Беларусь, по согласованию или без согласования с Президентом).

* в состав комиссии включаются Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель КГК и Управляющий делами Президента Республики Беларусь.

Отметим, что Декретом № 3 исключены из целей ИБП (по сравнению с Декретом № 5):

  • содействие охране историко-культурного наследия, развитие кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведение культурных мероприятий, а также развитие и поддержка народного творчества, народных промыслов (ремесел), развитие особо охраняемых природных территорий, охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • проведение научных исследований, разработок, обучения, а также реализация научно-исследовательских программ;

  • обеспечение исполнения наказаний, профилактика правонарушений и пропаганда законопослушного образа жизни.

3. Какие объекты нельзя предоставлять в качестве ИБП?

В перечень объектов, которые нельзя предоставлять в качестве ИБП, вошли:

1) запрещенные к ввозу товары;

2) пищевые продукты со сроком годности менее 4 месяцев с даты ввоза в Республику Беларусь;

3) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 15 лет.

Напомним, согласно Декрету № 5, помимо указанных выше объектов, было нельзя предоставлять в качестве ИБП изделия медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинскую технику с остаточным сроком службы менее 5 лет, а также ограниченные к ввозу товары без наличия разрешения на ввоз. Теперь данные запреты сняты.

4. В каких случаях ИБП подлежит регистрации?

Регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь по-прежнему подлежит любая ИБП, получаемая:

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (за исключением ситуации, когда стоимость имущества, получаемого юрлицом или ИП для использования в своей производственно-хозяйственной деятельности, не превышала 500 БВ, а также когда в качестве ИБП предоставлялась рекламная продукция или образцы товаров для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств);

  • физическими лицами (если они ходатайствуют об освобождении от подоходного налога с физических лиц).

Как и ранее, получатель помощи обязан подать в Департамент заявление. При этом срок его подачи Декретом № 3 не устанавливается — ранее он составлял 3 месяца после получения ИБП. Правда в документе уточняется, что порядок поступления в Республику Беларусь помощи, ее регистрации (в том числе основания для отказа в рассмотрении заявления о регистрации помощи), взимания платы за ее регистрацию, учета помощи и ее использования будут определены постановлением Совмина и Управления делами Президента Республики Беларусь.

За регистрацию ИБП с получателей — юридических лиц и ИП будет взиматься плата в размере 0,5 % от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

5. Какие льготы могут предоставляться получателям ИБП?

Декрет № 3, как и ранее Декрет № 5, закрепляет возможность освобождения ИБП от налогов, сборов (пошлин), если ИБП направляется на указанные в документе цели.

Однако если ранее такое решение принималось Управлением делами Президента Республики Беларусь, то теперь в отдельных случаях решение будет принимать Межведомственная комиссия.

При этом требуется заключение компетентного органа о целесообразности такого освобождения.

Заключение не требуется лишь в отношении ИБП, получаемой:

  • республиканскими органами государственного управления,

  • иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь,

  • Уполномоченным по делам религий и национальностей,

  • государственными органами и организациями, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь,

  • Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь,

  • Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь,

  • Конституционным Судом Республики Беларусь,

  • Верховным Судом Республики Беларусь,

  • Генеральной прокуратурой,

  • областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

Помощь может освобождаться:

1) от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):

  • помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и освобождаемых от НДС в соответствии с абз. 9 п. 11 Декрета № 3;

  • товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 НК получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются;

2) от подоходного налога с физических лиц в части доходов физических лиц и ИП в размере полученной помощи, а также доходов в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану целевого использования помощи за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи (за исключением доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), выплачиваемых физическим лицам из средств помощи);

3) от налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, обязанность по уплате которых возникает:

  • у получателей, — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи (за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование);

  • у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей;

4) от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), НДС – при ввозе на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи. 

6. Откуда Департамент узнает информацию о получении субъектом ИБП?

Как и Декрет № 5, так и Декрет № 3 предусматривают предоставление соответствующих сведений со стороны банков. Однако перечень таких сведений стал шире – с 1 января 2021 года банки будут обязаны не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, сообщать Департаменту не только о поступлении денежных средств из-за рубежа, но и:

  • о перечислении, выдаче, возврате денежных средств с благотворительного счета, в том числе вторичными (последующими) получателями, с указанием целей использования помощи, видов и размера расходов, предусмотренных в платежных инструкциях, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств;

  • о возврате отправителям денежных средств, по которым получен отказ в регистрации помощи, согласовании изменения плана, в том числе в связи с принятием Межведомственной комиссией данного решения.

Обмен информацией между Департаментом и Министерством связи и информатизации, ГТК, иными государственными органами и организациями по вопросам получения и использования ИБП будет осуществляться в соответствии с договорами об информационном взаимодействии.

***

Декрет № 3 вступит в силу через 3 месяца после его официального опубликования, то есть 27 августа 2020 года.