21.01.2020

Изменился порядок ведения трудовых книжек

Постановлением Минтруда от 10.01.2020 г. № 1 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40» внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек.

Инструкция о порядке ведения трудовых книжек (далее — Инструкция) утверждена постановлением Минтруда от 16.06.2014 № 40. Постановлением № 1 предусмотрен ряд существенных новшеств, которые вступают в силу с 28 января 2020 года:

1. Наниматели-физические лица освобождены от обязанности заполнять трудовые книжки на своих наемных работников.

В категорию «наниматели-физические лица» входят:

  • индивидуальные предприниматели;

  • адвокаты, осуществляющие индивидуальную адвокатскую деятельность;

  • нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро;

  • физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма;

  • физические лица, принимающие на работу домашних работников (няни, сиделки, помощники по хозяйству и т.п.).

Работникам, работающим у нанимателей-физических лиц, принятым на работу до 28.01.2020 г., трудовые книжки выдаются не позднее 28.02.2020 г. (п. 2 Постановления № 1) с внесением в них следующей записи:

«28.01.2020. Заполнение трудовой книжки прекращено в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов».

Запись заверяется подписью нанимателя, а в отношении домашних работников — уполномоченным должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа первичного территориального уровня, зарегистрировавшего трудовой договор с домашним работником.

Как отмечают в Минтруда, данная корректировка Инструкции направлена на либерализацию ведения малого бизнеса, оптимизацию и совершенствование работы по ведению нанимателями-физическими лицами кадрового делопроизводства при регулировании трудовых отношений с работниками.

2. Изменен перечень записей, подлежащих внесению в трудовую книжку.

Так, теперь в трудовую книжку, помимо прочего, необходимо вносить сведения:

  • при сдаче имущественного комплекса организации в аренду или передаче в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) (п. 57 Инструкции);

  • о поощрении работника посредством размещения на Доске почета (абз. 5 п. 45 Инструкции).

3. Расширен перечень сведений, которые не нужно вносить в трудовую книжку.

Так, в Инструкции уточнено (п. 11), что не следует вносить в трудовую книжку сведения:

  • об осуществлении адвокатской деятельности, нотариальной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

  • о временном переводе на другую работу.

4. Уточнен порядок выдачи трудовой книжки работнику в случае его отсутствия или отказа от ее получения.

Ранее наниматель, столкнувшийся с невозможностью выдать трудовую книжку, направлял работнику заказное письмо о необходимости явиться за получением трудовой книжки.

Теперь Инструкция предписывает ему включать в указанное письмо альтернативный вариант действий работника — явиться за получением трудовой книжки или дать письменное согласие на отправление ее по почте (п. 74).


С официальным комментарием Минтруда к Постановлению № 1 можно ознакомиться здесь.