12.05.2020

МАРТ изменил подход к регулированию цен на социально значимые товары

Официально опубликовано постановление МАРТ от 07.05.2020 № 36 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. № 30».

Напомним, 15 апреля 2020 года МАРТ было принято постановление № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары». Подробнее об этом читайте здесь.

Меньше месяца действовала редакция документа, которой были установлены:

  • перечень из 26 социально значимых товаров, цены на которые в течение 90 дней будут регулироваться государством;

  • предельный максимальный норматив рентабельности, который используется для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей на социально значимые товары;

  • предельная максимальная надбавка импортера;

  • предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам производителей (импортеров) на социально значимые товары.

Что изменилось с принятием постановления МАРТ № 36:

1. Перечень социально значимых товаров

В Перечень внесены многочисленные изменения, которые в основном носят детализирующий характер.

Например, из Перечня исключили:

  • рыбные товары и изделия из рыбы, а также рыбное филе;

  • масло сливочное десертное, шоколадное, фруктовое, с другими наполнителями, топленое масло;

  • купажированное (смешанное) масло, масло для фритюра;

  • хлеб для тостов, хлебцы и иные не сдобные изделия, сдобные булочные изделия;

  • молоко ультрапастеризованное, стерилизованное, топленое, сметану или сметанку с добавлением растительных жиров, творожные пасты, сырки, творожки, творожные десерты;

  • сыры сверхтвердые, плавленые, копченые, с плесенью, рассольные, с добавками, сырные продукты;

  • фиточаи, чайные и кофейные напитки, наборы, кофе без кофеина;

  • мясорастительные и салобобовые мясные консервы;

  • икру, консервы из осетровых, лососевых, анчоусовых пород рыб, тунца, угря, из печени рыб (трески, минтая и др.), рыборастительные консервы;

  • минеральную негазированную питьевую воду без добавок;

  • крем-мыло твердое, косметическое мыло твердое, мыло ручной работы, в подарочной упаковке, мыло любых других видов (жидкое, пастообразное и др.);

  • спички специального назначения, сувенирные, наборы спичек в подарочных коробках и другом сувенирном оформлении;

  • влажную туалетную бумагу.

Также в новой редакции Перечня уточнен состав отдельных категорий социально значимых товаров (например, мяса, мясных консервов, консервов из рыбы, подгузников и детского питания).

2. Предельный максимальный норматив рентабельности

Этот показатель не изменился и по-прежнему составляет 10 %.

3. Предельная максимальная надбавка импортера

Термин «предельная максимальная надбавка импортера» постановлением № 36 заменен на «предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены, устанавливаемые импортерами». Его показатель остался прежним – 10 %, однако теперь МАРТ уточняет, что отпускная цена на социально значимые товары устанавливается импортером исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), расходов на реализацию, рентабельности, уровень которой не должен превышать ограничение в 10 %.

4. Предельные максимальные торговые надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров)

Они установлены в Приложении 2 к постановлению МАРТ № 30, однако теперь МАРТ уточняет, что они относятся к отпускным ценам производителей (импортеров), ценам, установленным юридическими лицами и ИП, осуществляющими хранение и реализацию стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и (или) заготовку у сельскохозяйственных производителей и населения.

При установлении цен указанные субъекты могут суммировать к цене приобретения расходы по заготовке, хранению и транспортировке.

Оптовые надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров), а также ценам, установленным указанными в настоящем пункте субъектами, не могут превышать размеров, установленных Приложением 2, независимо от количества юридических лиц и ИП, участвующих в реализации указанных товаров.

Размер самих надбавок в Приложении 2 не изменился.

***

Постановление МАРТ № 36 вступает в силу 13 мая 2020 года.