04.05.2020

МНС разъяснило порядок применения Указа о поддержке экономики в части налогообложения и налогового администрирования

Опубликовано Письмо МНС от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143».

Напомним, 24 апреля 2020 был принят Указ Президента Беларуси № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ). Подробнее об Указе читайте здесь.

Указом для организаций в части налогообложения и налогового администрирования предусмотрены следующие меры поддержки:

  1. Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

  2. Снижение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

  3. Смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС.

  4. Учет при налогообложении затрат на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

В связи с этим МНС было подготовлено письмо, разъясняющее порядок применения указанных норм.


1. Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит

1.1. Общие положения

Указом предусмотрено предоставление областными, Минским городским, районными, городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами (далее — местные органы власти) отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г., с их погашением с 1 октября по 31 декабря 2020 г. ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Следует отметить, что на условиях, предусмотренных Указом, субъекту хозяйствования — налоговому агенту не предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, поскольку исходя из положений законодательства, плательщиками подоходного налога признаются физические лица. Данный налог удерживается с доходов физических лиц при выплате им заработной платы и иных приравненных к ней доходов и не является налоговым обязательством организации или индивидуального предпринимателя.

1.2. Плательщики, имеющие право на отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит

Отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит предоставляются:

  • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — субъекты хозяйствования), основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень (приложение к Указу);

  • арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном п. 6 Указа.

1.3. Условия предоставления отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита

Для целей применения Указа отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым имеется задолженность их погашения, и (или) наступил срок их уплаты, налоговый кредит — в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил.

Например: отсрочка уплаты налога при упрощенной системе налогообложения предоставляется с 23 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г., рассрочка — с 1 октября по 31 декабря 2020 г., с ее погашением ежемесячно равными долями не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Налоговый кредит предоставляется по земельному налогу, подлежащему уплате в установленные законодательством сроки, приходящиеся на период с 1 мая по 30 сентября 2020 г., с его погашением ежемесячно равным долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г. не позднее последнего рабочего дня каждого месяца.

Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются.

Обязательным условием изменения установленного законодательством срока уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита является своевременная и полная уплата субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит.

При нарушении данного условия право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются налоговым органом за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.

1.4. Документы, необходимые для получения отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита

Субъекты хозяйствования, претендующие на предоставление отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита на условиях, предусмотренных Указом, должны подать заявление об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя), в местные органы власти по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.


Справочно.
Форма заявления установлена постановлением МНС от 26.04.2013 № 14 (приложение 34-4).

При получении отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнения не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке.

2. Снижение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности

2.1. Общие положения

В соответствии с нормами пп. 2.2 и 2.3 п. 2 Указа предоставлено право областным Советам депутатов или по их поручению местным Советам депутатов базового территориального уровня и Минскому городскому Совету депутатов, местным исполнительным комитетам (далее — местные органы власти), администрациям СЭЗ в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате ими во II и III кварталах 2020 года.

2.2. Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет

Вышеназванная преференция применяется по следующим срокам уплаты:

  • по налогу на недвижимость: 22 июня и 22 сентября;

  • по земельному налогу: 15 апреля, 15 июля, 15 сентября (по земельным участкам сельскохозяйственного назначения); 22 мая, 24 августа (по иным земельным участкам);

  • по арендной плате за земельные участки: 22 мая и 24 августа, а для организаций, которые уплачивают арендную плату не в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» — по срокам уплаты, указанным в договоре аренды и приходящимся на II и III кварталы.

2.3. Условия предоставления преференции

Местными органами власти, администрациями СЭЗ указанные преференции устанавливаются в отношении категорий плательщиков, определенных ими самостоятельно.

Плательщики — организации вправе обратиться в названные органы с обоснованием целесообразности включения их в перечень категорий плательщиков, которым предоставляются вышеуказанные преференции.

2.4. Порядок применения

По мере принятия местными органами власти, администрациями СЭЗ решений об уменьшении сумм налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате плательщиками во II и III кварталах 2020 года, определенным категориям плательщиков, такие суммы уменьшения подлежат отражению плательщиками в соответствующих налоговых декларациях (расчетах) с внесенными изменениями и (или) дополнениями:

  • по налогу на недвижимость организаций (приложение 7 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5;

  • по земельному налогу (часть I приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате»:

в графах 16, 18 и 20 — по землям сельскохозяйственного назначения;
в графах 17 и 19 — по иным земельным участкам;

  • по арендной плате за земельные участки (часть II приложения 8 к постановлению МНС от 03.01.2019 № 2) по строке «Сумма арендной платы, на которую уменьшается арендная плата, подлежащая уплате» в графах по соответствующим срокам уплаты, приходящимся на II и III кварталы 2020 г.

Пример 1 (условный): Сумма земельного налога, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально — по 100 рублей.

В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм земельного налога, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.

Таким образом, организация должна произвести уплату земельного налога в следующем порядке: за I квартал — 100 руб., за II квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал — 100 руб., и соответственно, отразить такие суммы в части I налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (пример заполнения приведен в приложении 1 к Письму МНС № 2-2-2/00934).

Пример 2 (условный): Cумма арендной платы за земельные участки, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально — по 100 руб.

В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм арендной платы за земельные участки, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.

Таким образом, организация уменьшает сумму арендной платы за земельные участки, подлежащую уплате, на коэффициент 0,4 и производит уплату арендной платы в следующем порядке: за I квартал — 100 руб., за II квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал — 100 руб.

Эти суммы подлежат отражению в части II налоговой декларации (расчете) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (пример заполнения приведен в приложении 2 к Письму МНС № 2-2-2/00934).

Пример 3 (условный): Сумма налога на недвижимость, подлежащая уплате за 2020 год, составила у организации 400 руб., в том числе ежеквартально — по 100 руб.

В силу норм Указа принято решение об уменьшении сумм налога на недвижимость, подлежащих уплате во II и III кварталах 2020 года, путем применения к указанным суммам понижающего коэффициента в размере 0,4.

В приведенном примере организация должна произвести уплату налога в следующем порядке: за I квартал — 100 руб., за II квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за III квартал — 40 руб. (100 руб. х 0,4), за IV квартал — 100 руб.

Такие суммы отражаются в разделе I налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость организаций в следующем порядке:

  • по строке 6 «Налог, от уплаты которого плательщик освобожден с последующим целевым использованием» в графах 4 и 5 отражаются суммы, на которые уменьшается налог к уплате, а по строкам 7.2 и 7.3 — суммы налога к уплате;

  • по строке 7.4 «по сроку уплаты 22 декабря» в графе 6 следует отразить сумму налога, причитающуюся к уплате без применения норм Указа, т. е. в размере 100 руб. (пример заполнения приведен в приложении 3 к Письму МНС № 2-2-2/00934).

3. Смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС

3.1. Общие положения

Для арендодателей, предоставляющих отсрочку арендаторам по оплате арендной платы в соответствии с пп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа, предусмотрено смещение срока наступления момента фактической реализации в целях исчисления НДС на 31.12.2020 в отношении арендной платы за недвижимое имущество, день сдачи которого в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (п.12 Указа).


Справочно.
Для целей применения положений п. 12 Указа в части смещения срока исполнения налогового обязательства по НДС под недвижимым имуществом понимаются капитальные строения (здания, сооружения), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части, т.е. недвижимое имущество как государственной, так и частной формы собственности.


3.2. Условия применения

Условием получения вышеуказанной преференции, как отмечено выше, является необходимость предоставления отсрочки по арендной плате арендатору. В свою очередь перенос срока исполнения налогового обязательства по НДС осуществляется только в отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.04.2020 по 30.09.2020. По указанным суммам арендной платы ЭСЧФ арендодателями за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 будет выставлен в адрес арендаторов не позднее 10.01.2021.

В отношении арендной платы, приходящейся на период с 01.10.2020, исчисление и уплата НДС, а также выставление ЭСЧФ должны будут производиться в установленном законодательством порядке.


Справочно.
День сдачи недвижимого имущества в аренду определяется в соответствии с п. 10 ст. 121 НК.


При применении в соответствии с п. 12 Указа отсрочки по оплате НДС плательщиком уточненная налоговая декларация (расчет) по НДС не представляется, а обороты по сдаче недвижимого имущества в аренду за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 будут отражаться в налоговой декларации (расчете) за 2020 год, представляемой по сроку 20.01.2021.

4. Учет при налогообложении затрат на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий

В соответствии с пп. 2.5 п. 2 Указа затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Минздравом, включаются юридическими лицами в состав внереализационных расходов.

Минздравом в настоящее время ведется разработка такого перечня. После его принятия МНС будут подготовлены дополнительные разъяснения по данному вопросу.