НАЛОГИ 2014: упрощенная система налогообложения

Представляем первую часть традиционного обзора изменений налогового законодательства, вступление в силу которых ожидается с 2014 года, которая посвящена налогу при упрощенной системе налогообложения.
При подготовке данного материала использовался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», текст которого размещен на интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://minfin.gov.by/tax_policy/discuss_projects/, далее – проект закона).
Отметим, что принятый законодательным органом текст может отличаться от проекта закона.

Налог при упрощенной системе налогообложения

1. Проектом закона предусматривается расширение перечня плательщиков при упрощенной системе налогообложения. С 2014г. в эти категории войдут, наравне с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, частные нотариусы, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально.

2. Предусматривается, что для расчета численности работников и валовой выручки организации в целях определения их соответствия критериям (размерам) численности работников и валовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения, определенных в положениях Налогового кодекса, организация, реорганизованная в форме преобразования, и организация, возникшая в результате такой реорганизации, признаются одной и той же организацией.

3. Дополнен перечень объектов, в отношении которых сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. С 2014г. в этот перечень также включаются:
— разница между оценочной стоимостью имущества, передаваемого плательщиком в качестве неденежного взноса в уставный фонд организации, и остаточной стоимостью этого имущества;
— прибыль от отчуждения (реализации) участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации.

4. В отношении общего порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость произошли определенные изменения. В частности, изменен порядок определения общей площади. Не учитывается площадь передаточных устройств, их частей, а также площадь зданий, сооружений и передаточных устройств сверхнормативного незавершенного строительства.
Дополнительно указывается, что организации не освобождаются от исчисления и уплаты налога на недвижимость по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам сверхнормативного незавершенного строительства. Исключение предоставлено лишь применяющим упрощенную систему налогообложения бюджетным организациям, республиканским государственно – общественным объединениям, организационным структурам республиканского государственно – общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь.

5. В отношении исчисления и уплаты земельного налога при УСН дополнительно указано, что производится исчисление и уплата земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, а также за самовольно занятые и используемые не по целевому назначению.

6. Дополнен перечень налогов, которые уплачиваются при УСН в общем порядке. С 2014г. исчислению и уплате в общем порядке подлежит:
— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
— экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

7. Дополнен перечень субъектов, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. С 2014г. такими субъектами также являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и др.) и организации, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию.

8. Проектом закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять упрощенную систему:
— с месяца, в котором они могут быть признаны организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не вправе применять УСН. (пп. 5.1-5.3 ст.286 НК)
— в календарном году, если в предшествовавшем ему календарном году они являлись организациями и индивидуальными предпринимателями, указанными в подпунктах 5.1 или 5.2 пункта 5 ст. 286 НК.

Соответственно, лишатся права на применение УСН в 2014 году в том числе и налогоплательщики, которые реализовывали в 2013 году имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и др.).

9. Дополнен порядок перехода на упрощенную систему. С 2014 г. организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования, вправе применять УСН с даты внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, учредительный договор юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования при условии, что:
— реорганизованная организация имела право применять и применяла упрощенную систему на день, непосредственно предшествующий дате преобразования;
— дата преобразования не совпадает с днем, начиная с применение упрощенной системы реорганизованной организацией должно было прекратиться (если численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек и валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 12000000000 белорусских рублей).

При этом организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования, не вправе до окончания налогового периода применять упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость, если реорганизованная организация применяла упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость на день, непосредственно предшествующий дате преобразования, либо в соответствии подпунктом 6.4 пункта 6 статьи 286 НК применение упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость реорганизованной организацией должно было прекратиться начиная со дня, совпадающего с датой преобразования.

10. С 2014 г. организации и индивидуальные предприниматели вправе отказаться от применения УСН в целом за налоговый период, если письменно информируют об этом налоговый орган также и до 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о переходе на упрощенную систему.

11. С 2014г. в валовую выручку не будут включаться:
— выручка от реализации участником – организацией доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) другой организации;
— суммы, полученные в виде возмещения товариществу собственников (организации застройщиков, гаражному кооперативу, садоводческому товариществу, дачному кооперативу, кооперативу, осуществляющему эксплуатацию автомобильных стоянок) его участниками (членами) стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных для этих участников (членов) и связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества. Данное положение распространяется также на участника договора совместного домовладения, которому поручено управление недвижимым имуществом совместного домовладения, управляющего недвижимым имуществом совместного домовладения, организацию, управляющую общим имуществом сов-местного домовладения;
— суммы, полученные в виде возмещения абоненту субабонентами стоимости всех видов энергии, газа, воды;
— доходы индивидуальных предпринимателей, полученные ими в виде страхового возмещения и (или) обеспечения в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством, и (или) по договорам добровольного страхования, по которым страховые взносы (страховые премии) вносились индивидуальным предпринимателем за счет собственных средств.

12. В выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки с 2014г. подлежат включению суммы, полученные сверх цены реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав, в том числе суммы возмещения расходов, связанных с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), передачей имущественных прав, не включенные в цену товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая суммы возмещения покупателем товаров их продавцу стоимости приобретенных услуг по доставке (перевозке) товаров, не включенных в стоимость этих товаров), если иное не установлено НК.

13. Независимо от положений статьи 128 НК, суммы возмещения недостач, потерь и порчи имущества включаются во внереализационные доходы в полном объеме.
При определении организациями налоговой базы внереализационные доходы в иностранной валюте пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их отражения.

14. С 2014г. к розничной торговле не будет относиться реализация товаров через торговые объекты общественного питания.
Данное положение используется в целях применения ставки в размере 3%, которая применяется в отношении выручки от реализации в розничной торговле товаров для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4100000000 белорусских рублей реализация товаров через торговые объекты общественного питания.
Проектом закона предусматривается, что данные организации и индивидуальные предприниматели в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров вправе применять ставку пять (5) процентов.