НАЛОГИ 2015: обзор проекта изменений

Представляем обзор изменений налогового законодательства, вступление в силу которых ожидается с 2015 года. Материал содержит информацию не обо всех планируемых изменениях, а только о той их части, которую мы посчитали важной для многих налогоплательщиков.

При подготовке данного материала использовался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», текст которого размещен на интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/tax_policy/discuss_projects/, далее – проект закона).

Отметим, что принятый законодательным органом текст Закона может отличаться от проекта, в связи с чем представляемая в настоящем обзоре информация не является окончательной.

Общие положения
1. Проектом закона предусматривается упрощение для оформления перевода документов (сведений), подтверждающих постоянное местонахождение резидентов иностранных государств для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Верность такого перевода или подлинность подписи переводчика не нужно свидетельствовать нотариусом либо в Белорусской торгово-промышленной палате.

2. Предполагается внесение изменений в статью 30-1, в которой устанавливаются принципы определения цены на товары для целей налогообложения, в результате чего возрастет количество операций, подпадающих под контроль налоговых органов на соответствие цен рыночным (трансфертное ценообразование).
Так, при осуществлении внешнеторговой деятельности предполагается исключить такой критерий, как превышение цены сделки в течение календарного года 60 миллиардов белорусский рублей. Кроме того, планируется включить в число контролируемых также и работы с услугами.
В итоге определение контролируемых сделок приобретет следующий вид:
«Налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:
— реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
— осуществления внешнеторговой деятельности, если цена сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары, работы, услуги на дату реализации (приобретения), если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи»;
— осуществления внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары, работы, услуги на дату реализации (приобретения), если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи».
Расширяется также определение внешнеторговой деятельности для целей применения данной статьи кодекса. Под ней будет пониматься:
— реализация (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров, работ, услуг иностранным юридическим и (или) физическим лицам;
-приобретение (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров, работ, услуг у иностранных юридических и (или) физических лиц.
В настоящее время, напомни, внешнеторговой деятельностью для целей применения рассматриваемой статьи кодекса является только продажа (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров иностранным юридическим и (или) физическим лицам.
Также вносятся изменения в методику определения налоговой базы, в частности, вводится дополнительный метод – метод сопоставимой рентабельности.

3. Уточняется порядок определения места реализации товаров при реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства-члена Таможенного союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории Таможенного союза и завершена в другом государстве-члене Таможенного союза. В таком случае местом реализации товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

4. Корректировке может подвергнуться период, в течение которого не начисляются пени на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов.
Такой период будет заканчиваться через 10 календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) разъяснения налогового органа, данного в соответствии с законодательством (надо поднимать, что имеется в виду разъяснение, которое содержит иные выводы по сравнению с ранее полученным налогоплательщиком).

Налог на добавленную стоимость

1. Планируется изменить состав объектов промышленной стоимости, реализация имущественных прав на которые в настоящее время освобождается от НДС.
При вступлении в силу проекта закона в нынешней редакции от НДС будут освобождаться только обороты по реализации имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

Таким образом, объектом налогообложения НДС станут обороты по реализации имущественных прав на товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, географические указания и фирменные наименования и другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.

2. Предусматривается освобождение от НДС лизингодателей по операциям по передаче предмета финансовой аренды (лизинга) физическим лицам – лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим условие о выкупе предмета финансовой аренды (лизинга), но только в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещающих стоимость предмета финансовой аренды (лизинга).
Указанная льгота будет применяться при условии, что лизингополучателем является физическое лицо, не являющееся на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга)индивидуальным предпринимателем либо являющееся индивидуальным предпринимателем, но не выступающее в качестве такового при заключении договора финансовой аренды (лизинга). Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь.

3. Предполагается изменить порядок определения налоговой базы при реализации за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте.
Так, при реализации отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 1 января 2015 года товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка (далее – предварительная оплата) для определения налоговой базы налога на добавленную стоимость пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на:
— 31 декабря 2014 года, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, полученной до 1 января 2015 года;
— дату получения предварительной оплаты, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, полученной с 1 января 2015 года;
— момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав – в остальной части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.

4. В настоящее время согласно пункту 6 статьи 103 Налогового кодекса Республики Беларусь если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком указанного заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести в установленном порядке внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм, назначение которой осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.
Со вступлением в силу проекта изменений в Кодекс критерий суммы налоговых вычетов как условие назначения внеплановой проверки планируется исключить, то есть налоговый орган сможет назначить по собственной инициативе внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) независимо от суммы налоговых вычетов.

При этом в январе – феврале 2015 года возврат разницы между суммой налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 23.1 и 23.2 пункта 23 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь, и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется в следующем порядке.
Возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, путем ее зачета в счет налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляется без принятия решения о проведении возврата.
Решение о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, принимается налоговым органом не позднее двух рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате и при наличии в налоговом органе налоговой декларации (расчета), а при проведении проверки — не позднее двух рабочих дней со дня окончания проверки. При этом если разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляет более 3000 базовых величин, установленных на день представления плательщиком указанного заявления, налоговый орган вправе по собственной инициативе либо по инициативе плательщика провести в установленном порядке внеплановую проверку обоснованности возврата (зачета) этих сумм, назначение которой осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате. Срок проведения такой проверки не должен превышать пяти рабочих дней со дня представления плательщиком заявления о возврате.
Возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, путем зачета в очередности, предусмотренной первой и второй частями подпункта 7.1 пункта 7 статьи 103 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Решение, принятое налоговым органом по заявлению плательщика о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в период проведения зачетов по предыдущим решениям, принимается к исполнению при полном зачете разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по предыдущим решениям либо по истечении десяти рабочих дней с даты принятия предыдущего решения.
Оставшаяся после проведения зачета сумма подлежит возврату плательщику из бюджета в порядке, предусмотренном подпунктом 7.2 пункта 7 статьи 103 Налогового Кодекса Республики Беларусь.

5. Планируется установить следующий порядок определения суммы налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте.
При приобретении с 1 января 2015 года на территории Республики Беларусь у плательщиков налога на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка, подлежащая вычету сумма налога на добавленную стоимость определяется по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком на:
— 31 декабря 2014 года, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, произведенной до 1 января 2015 года;
— дату перечисления предварительной оплаты, аванса, задатка – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, произведенной с 1 января 2015 года;
— дату принятия товаров к учету, – в остальной части стоимости товаров;
— указанную в первичном учетном документе дату выполнения работ (оказания услуг), – в остальной части стоимости работ (услуг);
— определенную договором дату наступления срока исполнения обязательства по оплате за приобретаемые имущественные права, – в остальной части стоимости имущественных прав.

6. Предполагается установить запрет на принятие к вычету суммы НДС индивидуальным предпринимателем по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, и имущественным правам, используемым им для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, предусматривается обязательное восстановление сумм НЛС, принятых ранее к вычету индивидуальным предпринимателем по:
— товарам, включая основные средства, остающимся в собственности индивидуального предпринимателя как физического лица при прекращении предпринимательской деятельности;
— товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, в отношении которых индивидуальным предпринимателем принято решение об их использовании для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Восстановлению подлежат суммы налога на добавленную стоимость в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств — в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценки.
Восстановление сумм налога производится в том отчетном периоде, в котором индивидуальным предпринимателем принято решение об использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для личных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и (или) принято решение о прекращении предпринимательской деятельности.

Налог на прибыль

1. С 2015 планируется закрепить порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль в случае возвратов товара.
В кодексе планируется предусмотреть, что в случае возврата покупателем (заказчиком) продавцу (исполнителю) товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавца (исполнителя) подлежит корректировке выручка и соответствующие ей затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имели место возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или произведено уменьшение (увеличение) стоимости, а у покупателя (заказчика) в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.
Эти положения не применяются:
— при возврате товаров (отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или уменьшении стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, прибыль от реализации которых в соответствии с налоговым законодательством освобождается от налогообложения налогом на прибыль (от уплаты налога на прибыль) или облагается налогом по пониженной ставке;
— плательщиками, у которых реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав, в отношении которых осуществляется возврат (отказ) или уменьшение стоимости, не учитывалась для целей исчисления налога на прибыль в связи с применением особого режима налогообложения.

В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, возврат которых (отказ от которых) или уменьшение стоимости которых произведены в период применения организацией особого режима налогообложения, и выручка от реализации которых учитывалась ею при исчислении налоговой базы налога на прибыль в календарном году, предшествующем году, в котором произведен возврат (отказ) или уменьшение стоимости, изменения вносятся в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль за последний отчетный период такого предшествующего календарного года.
В отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, возврат которых (отказ от которых) или уменьшение стоимости которых произведены в период применения организацией единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, и выручка от реализации которых учитывалась ею при исчислении налоговой базы налога на прибыль в календарном году, в котором произведен возврат (отказ) или уменьшение стоимости, изменения вносятся в налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль за тот отчетный период, в котором выручка от реализации указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав учитывалась при исчислении налоговой базы налога на прибыль.

2. Планируется закрепить порядок определения налоговой базы при продаже имущественного комплекса.
Прибыль (убыток) от реализации предприятия как имущественного комплекса (за исключением реализации предприятия в как имущественного комплекса собственником унитарного предприятия) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от его реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, и стоимостью чистых активов предприятия, реализуемого плательщиком как имущественный комплекс, определяемых по передаточному акту, а также затратами по реализации предприятия как имущественного комплекса.
Прибыль (убыток) от реализации предприятия как имущественного комплекса собственником унитарного предприятия определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от его реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, суммой взноса (вклада) учредителя в уставный фонд унитарного предприятия или суммой фактически произведенных им расходов на приобретение предприятия как имущественного комплекса, а также суммой денежных средств и (или) стоимостью иного имущества, ранее переданных этому унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление и расходами, связанными с реализацией предприятия в целом как имущественного комплекса. При этом размер выручки от реализации предприятия как имущественного комплекса и сумма взноса (вклада) учредителя в уставный фонд унитарного предприятия или фактически произведенные им расходы на приобретение предприятия как имущественного комплекса) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату признания выручки и на дату фактического внесения взноса (вклада) в уставный фонд или осуществления расходов на приобретение предприятия как имущественного комплекса.

3. Изменяется условие для включения в состав внереализационных расходов суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших сверх норм естественной убыли.
Если в настоящее время такие суммы включаются в состав внереализационных расходов, если их виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, то с 2015 года отказ суда во взыскании не будет позволять учесть данные суммы при налогообложении, если такой отказ состоялся по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам.

4. С 2015 года суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в том числе объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для предоставления таких премий, бонусов, планируется включать в состав внереализационных расходов на дату их перечисления, включая зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу и др.

5. Из состава основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, для целей определения инвестиционного вычета предполагается исключить стационарные торговые объекты (включая товарные склады (общетоварные, специализированные)) и рынки, предназначенные и (или) используемые для торговли, оборудование торговли и общественного питания.

6. Статья 130 Налогового кодекса Республики Беларусь, определяющую затраты, учитываемые при налогообложении, дополняется нормой о том, что затраты на командировки в части возмещения расходов по найму жилого помещения и проезду к месту служебной командировки и обратно включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по найму жилого помещения и проезду к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такой оплаты включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах размеров, установленных законодательством для возмещения расходов по найму жилого помещения и проезду к месту служебной командировки и обратно при отсутствии подтверждающих документов.

7. Проектом закона планируется установить, что к затратам, не учитываемым при налогообложении, будут относиться выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, и сверх размеров, предусмотренных законодательством.
В этой связи можно прогнозировать невозможность отнесения в состав затрат суммы заработной платы руководителя в части, превышающей установленный коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом.

Вместе с тем оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день будет исключена из списка затрат, не учитываемых при налогообложении.

8. В новой редакции излагается статья 131-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, устанавливающая особенности включения в состав затрат процентов по договорам займа.
Если одна белорусская организация имеет в налоговом периоде задолженность перед учредителем, не являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь и прямо или косвенно (через третьи лица) владеющим более чем 20 процентами в уставном фонде этой белорусской организации, и (или) перед другой белорусской организацией, признаваемой в соответствии со статьей 20 Кодекса взаимозависимым лицом этого иностранного учредителя, и (или) задолженность, в отношении которой непосредственно это взаимозависимое лицо и (или) непосредственно этот иностранный учредитель выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить погашение задолженности белорусской организации (далее в настоящей статье – контролируемая задолженность перед иностранным учредителем), и размер контролируемой задолженности в налоговом периоде в три и более раза превышает (а для белорусской организации, осуществлявшей в налоговом периоде производство одного или нескольких видов подакцизных товаров, превышает) разницу на конец налогового периода между величиной активов белорусской организации и величиной ее обязательств (далее в настоящей статье – собственный капитал), то при исчислении за налоговый период налоговой базы налога на прибыль первой белорусской организации относящиеся к налоговому периоду отдельные виды указанных в статьях 129 и 130 настоящего Кодекса затрат (расходов), связанных с расчетами (обязательствами) по контролируемой задолженности, учитываются в размере, не превышающем предельных сумм каждого из отдельных видов затрат (расходов), определяемых в соответствии с частью третьей настоящего пункта.
Плательщик обязан исчислить на последнее число налогового периода и на дату составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа, — при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь) коэффициент капитализации и предельные суммы по каждому из отдельных видов затрат (расходов).
Предельные сумма процентов, предельная сумма расходов по штрафам и неустойкам, а также предельные величины сумм иных затрат, рассчитываются путем деления суммы процентов, суммы расходов по штрафам и неустойкам, суммы каждого вида иных затрат по контролируемой задолженности на коэффициент капитализации (К), который определяется по формуле:
К = (Зк / Кс) / 3;
К = (Зк / Кс) – для производителей видов подакцизных товаров, где:
Зк – контролируемая задолженность за налоговый период перед иностранным учредителем без учета суммы обязательств по процентам по задолженности по заемным средствам по состоянию на последнее число налогового периода;
Кс – собственный капитал, соответствующий доле участия (прямого или косвенного) иностранного учредителя в уставном фонде белорусской организации на последнее число налогового периода.
В состав затрат (расходов) в налоговом периоде включаются суммы процентов, расходов по штрафам и неустойкам, а также иные затраты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с настоящим пунктом, но не более фактически начисленных белорусской организацией.

К отдельным видам указанных в статьях 129 и 130 Кодекса затрат (расходов), связанных с расчетами (обязательствами) по контролируемой задолженности, относятся:
— проценты по задолженности по заемным средствам;
— неустойки (штрафы, пени), суммы, подлежащие уплате в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств);
— инжиниринговые услуги, маркетинговые услуги, консультационные услуги, услуги по представлению информации, управленческие услуги, амортизационные отчисления по объектам права промышленной собственности, затраты по приобретению в собственность (пользование) товарными знаками и знаками обслуживания.

При определении величины собственного капитала сумма активов и величина обязательств белорусской организации определяются на основании данных бухгалтерского учета. При этом в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам, сборам (пошлинам), а также суммы отсрочек, рассрочек и налогового кредита, бюджетным займам и бюджетным ссудам, предоставленным белорусской организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

Коэффициент капитализации рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета на последнее число соответствующего налогового периода.
Контролируемая задолженность перед иностранным учредителем включает в себя совокупность следующих сумм задолженности в налоговом периоде:
— задолженность по заемным средствам;
— по инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по представлению информации, управленческим услугам, в связи с приобретением в собственность (пользование) объектов права промышленной собственности;
— по неустойкам (штрафам, пени), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств перед лицами, указанными в пункте 1 статьи Кодекса.

Задолженность по заемным средствам означает долговое обязательство по кредитам, ссудам, займам, в том числе коммерческим займам, за пользование ими в налоговом периоде.

Термины «инжиниринговые услуги», «маркетинговые услуги», «консультационные услуги», «услуги по представлению информации» используются в значениях, определенных в пункте 3 статьи 33 Кодекса.

К управленческим услугам для целей настоящей статьи относятся услуги по управлению организацией (или ее подразделениями или направлениями деятельности этой организации), производством, технологическим и (или) иным процессом, рисками, имуществом, закупками, сбытом.

Порядок определения предельных сумм затрат (расходов) и коэффициента капитализации распространяются на белорусскую организацию, имеющую в налоговом периоде задолженность по инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по представлению информации, управленческим услугам, в связи с приобретением в собственность (пользование) объектов права промышленной собственности, перед учредителем, являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь и прямо или косвенно владеющим более чем 20 процентами в уставном фонде белорусской организации, если размер такой задолженности превышает сумму собственного капитала белорусской организации. При этом предельная величина сумм по иным затратам по контролируемой задолженности рассчитывается путем деления суммы каждого вида иных затрат по контролируемой задолженности, подлежавших признанию белорусской организацией в бухгалтерском учете в связи с расчетами (обязательствами) по задолженности перед белорусской организацией — учредителем и от-носящихся к составу указанных в статье 130 Кодекса затрат (расходов) в налоговом периоде, на коэффициент капитализации (К), определенный в данной статье для производителей видов подакцизной продукции.

9. Подвергнуть изменениям планируется также правила переноса убытков на будущее.
Белорусская организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка (суммы убытков) по итогам предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов), определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 141-1 (осуществить перенос убытков на прибыль текущего налогового периода), в порядке, установленном статьей, при наличии у нее по итогам этого предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов) превышения общей суммы затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов и внереализационных расходов над суммой выручки и внереализационных доходов, уменьшенной на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и в пределах такого превышения, если законодательными актами для нее не установлен порядок покрытия убытков.

10. Планируется исключить ставку налога на прибыль в пониженном на 50 процентов размере при налогообложении прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части.
Для банков и страховых организаций предусматривается уплата налога на прибыль по ставке 25 процентов.

11. Специальные сроки предполагается внести для уплаты налога на прибыль в 2015 году:
уплата налога на прибыль за четвертый квартал 2015 года производится не позднее 22 декабря 2015 года в размере двух третей суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за третий квартал 2015 года с последующим перерасчетом в целом за 2015 год и исчислением суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению не позднее 22 января 2016 года.

Подоходный налог

1. Увеличиваются предельные суммы доходов, освобождаемых от налогообложения, в частности:
— стоимость детских путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь с 4 800 000 белорусских рублей на каждого ребенка до 5 600 000 белорусских рублей;
— доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные в результате дарения с 37 835 000 белорусских рублей до 44 190 000 белорусских рублей.
— не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы) с 11 430 000 белорусских рублей до 13 350 000 белорусских рублей.
Увеличиваются также суммы стандартных, социальных налоговых вычетов.

2. Планируется освободить от налогообложения доходы, полученные детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет за выполненную работу в лагерях труда и отдыха, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством, а также суммы денежных средств, возмещаемые банками физическим лицам при их хищении со счетов, к которым выпущены в обращение банковские платежные карточки.

3. Проектом закона вводится порядок применения имущественного налогового вычета при приобретении одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга).

4. Ставку подоходного налога планируется увеличить до 13 процентов.

5. Лимит дохода, полученного от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, при котором применяются фиксированные ставки налога, планируется увеличить с 37 835 000 белорусских рублей до 44 190 000 белорусских рублей.

6. Если в настоящее время займы от физических лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, не облагаются подоходным налогом, то с 2015 года планируется уплата подоходного налога и в этом случае, если такой заем указывается в качестве источника при заполнении декларации о доходах и имуществе (за исключением получения займа от близких родственников или свойственников).

Так, согласно новой редакции пункта 21 статьи 178 с доходов в виде займов, кредитов, ссуд, полученных плательщиками от физических лиц, иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей налоговыми органами исчисляется подоходный налог с физических лиц, если такие доходы:
— подлежат указанию в декларации о доходах и имуществе, представленной плательщиком по требованию налогового органа;
— указаны в пояснениях об источниках доходов, представленных плательщиком по требованию налогового органа при осуществлении контроля в сфере декларирования доходов и имущества (далее в настоящем пункте – пояснения), и не погашены (возвращены) им на дату представления таких пояснений.

Налог не исчисляется налоговым органом с доходов в виде займов, кредитов, ссуд:
— полученных и полностью (частично) погашенных (возвращенных) в течение декларируемого периода, если плательщиком в налоговый орган представлены документы, подтверждающие факт полного (частичного) погашения (возврата) таких доходов;
— полученных от лиц, указанных в части второй подпункта 2.1 пункта 2 статьи 153 Кодекса.

Исчисление подоходного налога с физических лиц с доходов в виде займов, кредитов, ссуд производится налоговым органом в тридцатидневный срок со дня представления плательщиком по требованию налогового органа декларации о доходах и имуществе либо пояснений. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 164 – 166, 168 Кодекса, не применяются.

Подоходный налог с физических лиц с доходов в виде займов, кредитов, ссуд подлежит уплате плательщиком на основании извещения налогового органа в тридцатидневный срок со дня его вручения.
Извещение вручается физическому лицу (его представителю) лично под роспись или путем направления его по почте заказным письмом. В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении десяти календарных дней со дня направления заказного письма.

При полном погашении (возврате) доходов, полученных в виде займов, кредитов, ссуд, подоходный налог с физических лиц, уплаченный на основании извещения налогового органа, подлежит зачету, возврату плательщику, уплатившему налог. При этом при погашении (возврате) таких доходов за счет денежных средств, полученных на возвратной или условно возвратной основе от лиц, указанных в части первой настоящего пункта, перерасчет подоходного налога с физических лиц налоговым органом не производится и налог возврату не подлежит.
Зачет, возврат подоходного налога с физических лиц, уплаченного с доходов виде займов, кредитов, ссуд, производятся налоговым органом по месту постановки на учет плательщика на основании заявления и документов, подтверждающих полное погашение (возврат) таких доходов, в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления о зачете, возврате.
Указанные положения не распространяются на доходы в виде займов, кредитов, ссуд, полученных белорусскими индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) при осуществлении ими предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности.

Налог на недвижимость

1. С 2015 года ожидается очередное изменение в значении термина «капитальное строение (здание, сооружение)» для целей определения объекта налогообложения налогом на недвижимость.
Капитальным строением (зданием, сооружением) будет признаваться любой объект, классифицируемый в соответствии с законодательством как здание или сооружение для целей определения нормативных сроков службы основных средств, за исключением зданий сборно-разборных и передвижных, зданий передвижных. Для целей налогообложения к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся передаточные устройства — устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в том числе магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств.

2. Устанавливается порядок расчета косвенных затрат по строительству объекта сверхнормативного незавершенного строительства для целей их включения в налоговую базу налога на недвижимость.

Упрощенная система налогообложения

1. Список случаев сохранения обязанности по уплате налога на прибыль в общем порядке предполагается добавить прибыль, полученную по договору доверительного управления денежными средствами и (или) ценными бумагами, заключенному на основании главы 23 Банковского кодекса Республики Беларусь, в котором плательщики указаны в качестве вверителя;
прибыль, полученную по договору доверительного управления фондом банковского управления, в котором плательщики указаны в качестве вверителя.

2. Максимальный размер выручки, в пределах которого возможно применение УСН без НДС планируется увеличить с нынешних 8 200 000 000 белорусских рублей до 9 400 000 000 белорусских рублей.

Максимальный размер выручки, в пределах которого возможно применение УСН планируется увеличить с нынешних 12 000 000 000 белорусских рублей до 13 700 000 000 белорусских рублей.

3. Планируется ввести уплату земельного участка и теми плательщиками УСН, у которых площадь земельного участка не превышает 0,5 гектара.
Исчисление и уплата земельного налога (за исключением земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) не будет производиться только:
— бюджетными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь», созданными в виде юридических лиц;
— за сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).

4. Для плательщиков УСН уплата утилизационного сбора является обязательной.

5. Для плательщиков УСН станет обязательной уплата подоходного налога с физических лиц индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно:
— физическими лицами – учредителями (участниками), собственниками имущества коммерческих организаций, в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций;
— физическими лицами, состоящими в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества коммерческих организаций, в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций.

Очевидно, что данное положение введено в целях сокращения возможностей применения УСН с доходов, получаемых такими лицами в качестве управляющих по договорам на оказание услуг по управлению организацией.

6. Список организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе будут применять УСН, дополняется следующими субъектами:
— являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк „Великий камень“;
— предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено настоящим подпунктом. При этом под капитальными строениями (зданиями, сооружениями) понимаются капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 Кодекса.
Предоставление в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, являющихся общей собственностью, лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), не лишает такое лицо, такое товарищество (такой кооператив) права применения упрощенной системы.

Таким образом, применение УСН станет невозможной, в частности, при сдаче указанного выше имущества в субаренду.

Не вправе также применять УСН:
— организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход;
— организации, являющиеся:
---участниками холдинга;
--- микрофинансовыми, а также указанные в части первой пункта 15 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 года № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»;
— унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей) в уставном фонде которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям.»;

7. В валовую выручку при определении налоговой базы для УСН не будет включаться:
— стоимость материальных ценностей, остающихся (полученных) в результате ликвидации (разборки, демонтажа) основных средств или иного имущества организации, в период до реализации таких ценностей;
— суммы средств, безвозмездно полученные организацией в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению, за исключением указанных средств, покрывающих затраты (расходы), учтенные ею при определении налоговой базы налога на прибыль;
— выручка от отчуждения находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат направлению в бюджет в соответствии с законодательством, регулирующим порядок распоряжения государственным имуществом, и (или) на цели, определенные таким законодательством, либо подлежат распределению согласно указанному законодательству.

8. Корректируется определение даты передачи имущественных прав для целей включения в базу для УСН.
Такой датой будет признаваться дата заключения соответствующего договора, если иное не установлено договором, но не может быть позднее даты поступления оплаты имущественных прав (иного прекращения обязательств по оплате имущественных прав, в том числе в результате зачета, уступки права требования, поступления средств от третьих лиц).

9. Порядок уплаты налога по УСН по ставке 3 процента для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4100000000 белорусских рублей будет ограничен сроком действия – до 31 декабря 2015 года включительно.

10. Организации и индивидуальные предприниматели, являвшиеся плательщиками налога при УСН по состоянию на 31 декабря 2013 года, применяющие с 1 января 2014 года общий порядок налогообложения или иной особый режим налогообложения и имеющие право в соответствии со статьей 286 Налогового кодекса Республики Беларусь на применение УСН в 2015 году, вправе перейти на применение УСН с 1 января 2015 года при условии представления не позднее 30 января 2015 года уведомления о переходе на УСН, предусмотренного пунктом 2 статьи 287 Налогового кодекса Республики Беларусь и содержащего информацию за период с 1 января по 30 сентября 2014 года (включительно).

11. Организации и индивидуальные предприниматели, предоставлявшие в 2014 году в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, и прекратившие указанную деятельность не позднее 31 декабря 2014 года, вправе в 2015 году исчислять и уплачивать налог при УСН в порядке и на условиях, установленных главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь, независимо от положения, изложенного в абзаце третьем части первой пункта 6¹ статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь. При этом под капитальными строениями (зданиями, сооружениями) понимаются капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 Налогового кодекса Республики Беларусь.

12. Организации и индивидуальные предприниматели, являвшиеся в 2014 году плательщиками налога при УСН, валовая выручка которых нарастающим итогом за 2014 год превысила:
— 12 000 000 000 белорусских рублей, не вправе применять УСН в 2015 году, независимо от изменений, вносимых в подпункт 6.2 пункта 6 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь;
— 8 200 000 000 белорусских рублей, не вправе применять УСН без уплаты НДС в 2015 году, независимо от изменений, вносимых в подпункт 4.2 пункта 4 и подпункт 6.4 пункта 6 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Особенности налогообложения в свободных экономических зонах

1. Особенности налогообложения в СЭЗ, установленные Кодексом будут распространяться на реализацию резидентами СЭЗ за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ.

Применение особенностей налогообложения в СЭЗ в случае, указанном в части первой настоящего подпункта, осуществляется при условии наличия договора, заключенного между резидентом СЭЗ и иностранным юридическим или физическим лицом, на основании которого осуществляется реализация товаров, договора, предусматривающего хранение товаров на территории иностранного государства и (или) участие товаров в выставках-ярмарках, проводимых на территории иностранного государства, заключенного резидентом СЭЗ с иностранным юридическим или физическим лицом, оказывающим услуги по хранению товаров и (или) организации участия резидента СЭЗ в выставке-ярмарке, документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь (таможенные декларации с соответствующими отметками таможенных органов, товарно-транспортные накладные, транспортные и иные документы), а также товарной накладной, выписанной резидентом СЭЗ в адрес покупателя – иностранного юридического или физического лица, и документов, подтверждающих отгрузку (отпуск) товаров резидента СЭЗ покупателю – иностранному юридическому или физическому лицу с мест хранения на территории иностранного государства или с выставки-ярмарки, проводимой на территории иностранного государства