29.06.2020

Налогообложение иностранной безвозмездной помощи: разъяснение МНС

Опубликовано разъяснение по вопросам применения норм Декрета Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» в части, касающейся вопросов налогообложения организаций. 

Напомним, с 27 августа 2020 года начнет действовать новый Декрет № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Подробнее об этом мы писали здесь.

До этого порядок получения и использования, а также налогообложения иностранной безвозмездной помощи (далее — ИБП) регулировался Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Декрет № 3 не содержит существенных новаций в части налогообложения ИБП — как и ранее, основополагающим является правило, согласно которому возможно освобождение ИБП от налогообложения в порядке, определенном Декретом.


1. НДС

2. Налог на прибыль

3. Налог при УСН, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции


1. НДС

На сегодняшний день в соответствии с Декретом № 5 от НДС освобождается только получатель ИБП при получении такой помощи. Соответственно, получатель помощи не уплачивает НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, получаемых (полученных) в качестве ИБП.

Указанная налоговая преференция сохранена и в Декрете № 3.

Помимо этого, согласно Декрету № 3 дополнительно будут освобождаться от НДС операции, совершаемые как получателем ИБП, так и вторичным (последующим) получателем:

1) по дальнейшей безвозмездной передаче ИБП в виде товаров, ввезенных получателем ИБП на территорию Республики Беларусь с освобождением от НДС;

2) по безвозмездной передаче товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве ИБП и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 НК получателем ИБП (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

Таким образом, со вступлением в силу Декрета № 3 при совершении операций по безвозмездной передаче указанных выше товаров (имущества), работ, услуг не нужно исчислять НДС на всех этапах такой передачи, вплоть до получения такой помощи конечным ее потребителем.

Установленное Декретом № 3 ограничение на применение нормы п. 15 ст. 133 НК фактически означает:

  • ограничение в осуществлении вычетов для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в основном и выступают получателями помощи (п. 12 ст. 132, пп. 24.3 п. 24 ст. 133 НК).

При этом, поскольку при безвозмездной передаче согласно Декрету № 3 исчисления НДС не происходит, то у общественной организации не возникает необходимости выделения НДС расчетным путем согласно пп. 26.4 п. 26 ст. 133 НК;

  • отражение оборота по безвозмездной передаче в строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС как организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и признаваемыми плательщиками НДС, так и общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вычеты сумм НДС, приходящиеся на такую безвозмездную передачу, производят в общеустановленном порядке без применения особенностей п. 15 ст. 133 НК, а значит, относят суммы «входного» НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в соответствии с положениями п. 3 ст. 133 НК.

2. Налог на прибыль

Как и Декретом № 5, так и Декретом № 3 предусматривается возможность освобождения ИБП от налогообложения налогом на прибыль.

Так, пунктом 11 Декрета № 3 установлено, что ИБП может освобождаться от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:

  • у получателей, — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

  • у вторичных (последующих) получателей, — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.


Справочно.
Решение об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимается:
1. Управлением делами Президента Республики Беларусь - при направлении юридическими лицами и ИП помощи на цели, предусмотренные в абз. 2-13 ч. 1 п. 1 Декрета № 3;
2. Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи – в иных случаях.


Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин) (п. 8 Декрета № 3).

При этом, перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, определяется Управлением делами Президента Республики Беларусь (абз. 14 п. 1 Декрета № 3).

Следовательно, суммы помощи, подлежащие направлению на оплату общехозяйственных расходов, наравне с другими суммами помощи, не освобожденными от налогообложения, будут формировать состав внереализационных доходов на даты, определенные п. 12 Декрета № 3.

Так, указанным пунктом в отношении помощи, подлежащей регистрации, но не освобожденной от налогообложения, определено, что для целей исчисления налога на прибыль такая помощь, признаваемая внереализационными доходами в соответствии с налоговым законодательством, включается в состав внереализационных доходов:

  • получателями в причитающемся им размере — на дату выдачи удостоверения;

  • вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере - на дату фактического получения таких доходов.


Справочно.
В настоящее время, на основании ч. 3 пп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК доходы в виде стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств, полученных в качестве ИБП и не освобожденных от налогообложения Президентом Республики Беларусь, отражаются на дату выдачи удостоверения о регистрации ИБП.


Кроме того, внереализационный доход будет возникать в случаях, когда на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, будет направлена помощь, освобожденная от налогообложения при ее регистрации.

Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, как и ранее, будет производиться в общеустановленном порядке, т.е. в соответствии с правилами гл. 16 НК. Данное правило закреплено п. 8 Декрета № 3.


Справочно.
Согласно пп. 3.7 п. 3 ст. 174 НК при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных доходов включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. При этом к безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам, безвозмездно полученным денежным средствам относятся, в том числе, полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата (за исключением случаев, установленных пп. 3.12 настоящего пункта), а также суммы иностранной безвозмездной или международной технической помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.


Новшеством, введенным Декретом № 3, является взимание платы в размере 0,5 % от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, налогами, сборами (пошлинами) не облагаются (п. 6 Декрета № 3).

У получателей помощи суммы уплачиваемой ими платы, осуществляемые за счет включаемых в состав внереализационных доходов сумм помощи, будут формировать состав внереализационных расходов на основании абз. 3 ч. 2 п. 2 ст. 178 НК.

Пунктом 14 Декрета № 3 предусмотрена возможность изменения целей использования помощи, видов и размера расходов, перечня вторичных (последующих) получателей. При этом оговорено, что при рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).

В таких случаях, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана.

3. Налог при УСН, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Для плательщиков налога при УСН и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции Декрет №3 предусматривает возможность (в установленном в нем порядке) освобождения от указанных налогов, обязанность по уплате которых возникает:

  • у получателей, - в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

  • у вторичных (последующих) получателей, — в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

Сведения об освобождении помощи от налога при УСН и единого налога указываются в приложении к налоговой декларации (расчету) по налогу при УСН и единому налогу «Сведения о размере и составе использованных льгот» соответственно.

В случае, если помощь, подлежащая регистрации и признаваемая внереализационными доходами, не освобождена от налогообложения, то для целей исчисления налога при УСН и единого налога такая помощь включается в состав внереализационных доходов и отражается:

  • получателями в причитающемся им размере - на дату выдачи удостоверения;

  • вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере — на дату фактического получения таких доходов.