13.01.2021

Налоговый кодекс-2021. Комментируем изменения в отношении НДС

Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесены изменения и в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (глава 14 НК). Рассмотрим более подробно основные изменения.


НДС у индивидуальных предпринимателей

1. Изменен размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества у индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения, нарастающим итогом с начала года, при превышении которого они признаются плательщиками НДС.

С 01.01.21 размер выручки стандартно скорректирован с учетом инфляционных процессов и составляет 465 255 руб. Ранее в 2020 году такой размер был установлен в п.п.9.6 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 в сумме 441 000 руб.

2. Скорректирован порядок отсчета периода, выбранного ИП, с целью признания его плательщиком НДС (п.п. 1.3, п. 2 ст. 113 НК).

С 01.01.21 ИП признается плательщиком с 1-го числа месяца, указанного в уведомлении о принятом решении об уплате НДС. Это же относится и к случаю, когда ИП подает уведомление об оплате НДС в месяце госрегистрации.

Планируется также установить форму уведомления (ранее такой формы не было установлено).

Например, если раньше, уведомление ИП было подано в январе 2020 г. о принятии решения об уплате НДС, то ИП признавался плательщиком только с 01 февраля до окончания текущего года. При внесении изменений, ИП, подавая уведомление о принятии решения об уплате НДС с 01 января, признается плательщиком с 01 января до окончания текущего года.

3. Исключен п.п. 1.2 ст. 113 НК, обязывающий ИП на УСН, уплачивать НДС при превышении критерия выручки по сделкам с коммерческими организациями, участниками которых являются их близкие родственники. Однако по сделкам с таким лицами, ИП будет уплачивать УСН по ставке 16%.

Иностранные организации

1. В отношении уплаты НДС иностранными организациями на территории РБ внесены следующие уточнения (пункт 2 ст. 114 НК):

а) В отношении генподрядчиков, субподрядчиков уточнено, что данный пункт применяется также к работам по монтажу и иным работам и услугам, относящимся к строительной деятельности.

б) Уплачивают НДС именно те иностранные организация, которые состоят на учете в связи с осуществляемой деятельности на территории РБ, уплачивая налог с момента начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь.

в) Те иностранные организации, которые не состоят в связи с осуществляемой деятельностью на учете в РБ — уплачивают НДС, начиная с месяца, на который приходится наиболее ранняя из дат:

  • день, следующий за днем постановки на учет в налоговом органе РБ в соответствии с частью третьей подпункта 1.5 статьи 70 НК (по контракту, по которому срок выполнения работ, оказания услуг превышает 180 дней);

  • день, следующий за днем истечения периода, установленного пунктами 3 и 4 статьи 180 НК, т.е. по истечении 180 дней после начала деятельности.

Одновременно, для иностранных организаций, поименованных в п.2 ст.114 НК, предусмотрено, что вычет суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам производится после постановки такой иностранной организации на учет в налоговом органе РБ на основании электронных счетов-фактур (далее — ЭСЧФ), полученных от продавцов этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, при выполнении общих условий, установленных для осуществления вычета сумм НДС (п. 4 ст. 132 НК).

2. В части ограничений, установленных по суммам вычетов НДС иностранными организациями при невозможности определения фактически предъявленных при приобретении (уплаченных при ввозе) сумм НДС по отдельным операциям, будет предусмотрено уменьшение налоговых вычетов на 20 процентов от стоимости не только передаваемых товаров, но и основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности (п.п. 24.5 ст. 133 НК). В предыдущей редакции НК упоминались только товары, что затрудняло порядок определения вычетов по п.п. 24.5 ст. 133 НК.

3. Внесены изменения в порядок предоставления налоговой декларации по НДС.

Установлено, что налоговая декларация (расчет) по НДС представляется в налоговый орган по месту расположения одного из постоянных представительств, в который иностранной организацией представляется налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль согласно п. 8 ст. 186 НК. В предыдущей редакции НК сказано, что иностранная организация самостоятельно выбирает в какой налоговый орган предоставляется декларация по НДС, независимо от необходимости подачи декларации по налогу на прибыль в выбранный налоговый орган. (п. 6 ст. 136 НК).

Объекты налогообложения

1. Из объектов налогообложения исключена безвозмездная передача:

  • По п.п. 2.5.4. ст.115 НК — государственного имущества, за исключением товаров, указанных в части первой подпункта 2.6 ст. 115 НК);

  • По п.п. 2.5.5. ст. 115НК — товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта. Соответственно, ограничение вычетов по таким операциям так же исключено из п.п. 24.9 ст. 133 НК.

С 01.01.21 такие обороты не признаются оборотами по реализации в соответствии со ст. 31 НК.

2. Также из объектов налогообложения исключены:

  • оборот по реализации арестованного имущества должника в рамках исполнительного производства, включая передачу имущества взыскателям (п.п. 2.30.3 ст. 115 НК).

Определение места реализации отдельных работ, услуг

1. В отношении иностранных организаций предыдущей редакцией НК установлено, что при потреблении постоянным представительством работ, услуг, имущественных прав, переданных на представительство в составе зарубежных затрат по соответствующему аудиторскому заключению (за исключение аренды движимого имущества), НДС не исчислялся в РБ.

Данная норма скорректирована и указывает, что с 01.01.21:

местом реализации не признается территория Республики Беларусь в отношении части реализованных одной иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, другой иностранной организации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, составляющей менее 10 процентов от их стоимости в соответствующем периоде, которая потреблена в Республике Беларусь представительством, или постоянным представительством, или филиалом такой другой иностранной организации (абз. 3 ч.2 п.п. 1.4. ст. 117 НК).

2. Из перечня услуг, место реализации которых определяется по покупателю, исключены:

  • инжиниринговые услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом.

С 01.01.2021 такие услуги облагаются по месту нахождения недвижимого имущества. Ранее МНС в своем письме от 12.02.2020 № 2-1-10/00303 «Об определении места реализации работ (услуг) для целей НДС» (вопрос 2) уже разъясняло данный подход, который закреплен новой редакцией НК.

Льготы

Основным изменением является исключение из перечня освобождаемых оборотов по реализации на территории РБ и при ввозе лекарственных средств и медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий).

С 01.01.2021 к таким оборотам по реализации и при ввозе на территорию РБ применяется ставка НДС 10%. Применение ставки НДС в размере 10 % ставится в зависимость от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС) без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях (Указ Президента РБ от 6 марта 2005 г. № 118 и Указ Президента РБ от 24 февраля 2012 г. № 107 будут признаны утратившими силу).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 г., за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 г., НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 г.

Перечень некоторых льгот так же скорректирован:

  • исключена льгота по реализации вновь построенных гаражей, машино-мест и автомобильных стоянок (долей в праве собственности на автомобильную стоянку) застройщиком, заказчиком, гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);

  • расширен перечень освобождаемых оборотов по реализации услуг республиканским органам государственного управления услуг, оплачиваемых ими за счет бюджетных средств, оборотами по реализации работ и имущественных прав (п.п. 1.10.3 ст. 118 НК);

  • скорректирована средняя численность инвалидов у плательщиков, использующих труд инвалидов с 50 процентов на 30 процентов в соответствии с действующей нормой п. 5 Указа № 503 (п.п. 1.16 ст. 118 НК);

  • предусмотрено, что право на освобождение от НДС оборотов по реализации путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление будет сохраняться за организациями, применяющими такое освобождение при изменении их наименований (их обособленных подразделений) до внесения изменений в соответствующий перечень (п.п. 1.19 ст. 118 НК).

Налоговая база

Изменения определения налоговой базы носят уточняющий характер.

1. Добавлены положения об определении налоговой базы у лизингодателей по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп транспортных средств, ранее приобретенных без НДС у физических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Предусмотрено, что налоговая база в части контрактной стоимости такого предмета лизинга:

  • определяется как разница между его контрактной стоимостью с налогом на добавленную стоимостью и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга;

  • не корректируется в случае досрочного расторжения по требованию одной из сторон договора финансовой аренды (лизинга), не завершенного выкупом предмета лизинга (п. 10 ст. 120 НК).

Аналогичная норма введена в НК при реализации транспортных средств по приложению 25 к НК, ранее приобретенных у физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей (п. 40 ст. 120 НК).

Норма фактически перенесена из положений, предусмотренных п.п.1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 № 546.

2. Корректируется порядок определения налоговой базы у заказчика (застройщика) в п.п. 33.2.1 ст. 120 НК:

  • сумма выгоды заказчика (застройщика), образовавшаяся в результате превышения цены объекта долевого строительства (за минусом стоимости услуг заказчика (застройщика), определяемой согласно части первой настоящего подпункта, и прибыли заказчика (застройщика), предусмотренной договором долевого строительства) над фактическими затратами на строительство.

Момент фактической реализации

Уточняется определение момента фактической реализации в некоторых случаях:

1. В частности, при выполнении этапа работ, услуг (ч. 3 п. 6 ст. 121 НК).

При выполнении работы (этапа работы), оказании услуги (этапа услуги), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), днем выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги) признается:

  • день завершения выполнения работы (этапа работы), оказания услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе, если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме;

  • день завершения приемки работы (этапа работы), услуги (этапа услуги), указанный в первичном учетном документе, если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме

  • дата составления первичного учетного документа — в случаях, не указанных выше.

2. В случае, когда срок аренды не превышает один месяц, моментом фактической реализации будет признаваться последний день аренды (п. 10 ст. 121 НК).

3. Для банков предусмотрено установление момента фактической реализации в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу, как день отражения их в бухучете (п.п. 28.3 ст. 121 НК).

Ставки НДС и особенности применения ставки НДС 0%

1. Из определения экспортируемых услуг транспортной экспедиции, облагаемых НДС по нулевой ставки, предусмотрено исключить услуги, оказываемые по отдельно заключенному договору, не предусматривающему организацию и (или) обеспечение международной перевозки груза:

  • вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» в категории 52.29.20.100;

  • консультационные услуги по вопросам организации международных перевозок грузов, информационные услуги, связанные с международной перевозкой грузов;

  • услуги по хранению грузов.

2. Для применения ставки 0% при реализации работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых (оказываемых) для иностранных организаций или физических лиц, отменяется обязанность предоставления необходимых документов в налоговую (копии договоров, актов). Такие документы должны быть в наличии у плательщика (п. 3 ст. 126 НК).

3. Предоставлено право применять ставку НДС в размере 20 % не только по оборотам по реализации товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10 %, но и при ввозе таких товаров (облагаемых по ставке НДС в размере 10 %).

4. Скорректирован перечень отдельных позиций продовольственных товаров, отдельных позиций товаров для детей при их реализации на территории РБ, при их ввозе на территорию РБ, которые с 01.01.2021 облагаются НДС по ставке в размере 20 % вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10 %.

Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, с 01.01.2021 г. в новой редакции включен в состав НК в виде приложения 26. Планируется, что Указ Президента РБ от 21 июня 2007 г. № 287 будет признан утратившим силу.

Так же как и для лекарственных средств и медицинских изделий, предусмотрен переходный период сроком до 1 февраля 2021 г., за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей на 01.01.2021 г. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 г., НДС будет исчисляться по ранее установленной ставке 10%.

Информация о выбранном отчетном периоде

Уточняется порядок проставления отметки в налоговых декларациях при выборе в качестве отчетного периода календарный квартал в случае изменения выбора с начала года, возникновении обязанности по уплате при отсутствии декларации за прошлый год, а так же возникновения обязанности исчислить НДС при применении в текущем году особого режима налогообложения без НДС (п.п. 3.1 ст. 127 НК).

П. 5 ст. 128 НК добавлен нормой о том, что по суммам увеличения налоговой базы по п. 4 ст. 120 НК плательщики не вправе применять расчетную ставку. То есть, применяется ставка 20%.

ЭСЧФ

1. Расширяется перечень лиц, для кого ЭСЧФ является обязательным электронным документом. В этот перечень войдут:

  • все плательщики, для которых ЭСЧФ является основанием для принятия к вычету сумм НДС;

  • плательщики, обязанные согласно п. 1 ст. 97 НК информировать налоговый орган о совершенных ими сделках.

2. Сохраняется общий срок выставления ЭСЧФ — не позже 10-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки объектов. Вместе с тем, в Проекте установлен срок для отдельных случаев. В частности, ЭСЧФ выставляется не ранее дня передачи возмещаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (налоговых вычетов) и не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем передачи возмещаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (налоговых вычетов):

  • по оборотам по возмещению, не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подпунктами 2.12 и (или) 2.20.2 п. 2 ст. 115 НК,

  • а также при передаче налоговых вычетов в порядке, предусмотренном подпунктами 25.1 и 25.2 п. 25 ст. 133 НК (между филиалами в пределах одного юридического лица, и по договору о совместной деятельности) (п. 5 ст. 131 НК).

Устанавливается специальный срок для плательщиков, обязанных согласно п. 1 ст. 97 НК создавать ЭСЧФ на Портал — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на который приходится указанная в нем дата совершения операции.

Такой ЭСЧФ:

  • создается по каждой сделке с указанием в качестве даты совершения операции для приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав — даты принятия их к бухгалтерскому учету, для отгруженных товаров (выполненных, оказанных услуг), переданных имущественных прав — даты отражения выручки от их реализации согласно статье 168 НК;

  • создается по итогам каждого месяца в рамках одного получателя (поставщика) в разрезе наименований сделок с указанием в качестве даты совершения операции последнего календарного дня истекшего месяца при совершении банками РБ, небанковскими кредитно-финансовыми организациями РБ операций, указанных в подпункте 1.37 пункта 1 ст. 118 НК.

3. В предыдущей редакции предусматривалась возможность не выставлять ЭСЧФ следующим покупателям при наличии их письменного согласия:

  • ИП, не являющиеся плательщиками НДС;

  • организации и (или) ИП, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС;

  • крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаемые от НДС согласно п. 1 ст. 384 НК, в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

С 01.01.21 установлен общий порядок выставления ЭСЧФ в отношении вышеуказанных плательщиков.

4. В итоговом ЭСЧФ, выставляемом за отчетный период, суммы увеличения и уменьшения налоговой базы должны показываться отдельными строками (п.12 ст.131 НК).

5. Расширяются случаи выставления итогового ЭСЧФ в п.п. 8.9 ст. 131 НК.

В предыдущей редакции предусмотрено, что при реализации объектов (в т.ч. с применением расчетной ставки НДС) покупателям — физлицам РБ, не являющимся ИП, плательщиком по итогам отчетного периода создается один итоговый ЭСЧФ, который направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.п. 8.8, п.п. 8.9 ст. 131 НК).

С 2021 г. в такой итоговый ЭСЧФ предусмотрено включать также информацию о реализации объектов всем физлицам, в т.ч. иностранных государств.

Так же, в итоговом ЭСЧФ предусмотрено отражать:

  • возвраты физлицами ранее проданных товаров с применением фактических ставок НДС объектов;

  • суммы уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), при увеличении (уменьшении) налоговой базы по абз. 2 ч. 2 п. 8, ч. 2 п. 9 ст. 120 НК, а также при увеличении налоговой базы по п. 4 ст. 120 НК.

Вычеты

1. В перечне последней даты, когда наступает право на применение вычета сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из ЕАЭС, добавлена дата представления декларации по НДС, в которой отражена сумма НДС, если такая декларация подана после установленного срока (п. 7 ст. 132 НК).

2. Предусмотрена возможность принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из-за пределов ЕАЭС, в отчетном периоде, срок подачи декларации по НДС за который следует после выставления ЭСЧФ, если такой ЭСЧФ выставлен после подачи декларации по НДС за отчетный период, в котором выполнены условия для вычета, и дата в строке 3 ЭСЧФ приходится на тот же период (ч. 2 п. 8 ст. 132 НК).

3. В п. 6 ст. 133 НК добавлена норма о том, что суммы НДС, приходящиеся на затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, дольщиком, составляющие стоимость товаров (работ, услуг), безвозмездно передаваемых государственным эксплуатационным организациям при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся у них на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), принимаются к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам (п.6.4 ст.133 НК).

4. Пункт 15 ст. 133 дополняется нормой о том, что вычет НДС в порядке, предусмотренном для оборотов по реализации объектов по ставке 20%, не применяется в отношении сумм НДС по товарам (работам, услугам), безвозмездно передаваемым заказчиком, застройщиком, дольщиком государственным эксплуатационным организациям при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся у них на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), в связи с выполнением технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта, полученных в установленном порядке в целях строительства объекта.

5. Уточняется порядок передачи вычетов сумм НДС правопреемнику при реорганизации, где предусматривается, что такая передача осуществляется без одновременной передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав, если в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом такие суммы НДС переданы без относящихся к ним товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.п. 25.6 ст. 133 НК).

6. Для плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (п.п. 27.3 ст. 133 НК), предусмотрена необходимость уменьшения вычетов, ранее принятых в полном объеме, в случае отмены процедуры ликвидации.

7. Снято ограничение на вычет сумм входного НДС по товарам, работам (услугам), связанным с получением доходов от деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов, в связи с упразднением особого режима налогообложения — единого налога на вмененный доход.

Зачет, возврат превышения вычетов

Предусматривается новая редакция ст. 137 НК, в которой порядок возврата разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, изложен с учетом действующей практики и носит корректирующий характер.