НДС 2016: электронные счета-фактуры и другие изменения

Начинаем обзор изменений налогового законодательства, вступление в силу которых ожидается с 2016 года. Материал содержит информацию не обо всех планируемых изменениях, а только о той их части, которую мы посчитали важной для многих налогоплательщиков.
При подготовке данного материала использовался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» по состоянию на 08 сентября 2015 года, текст которого размещен на интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://minfin.gov.by/ru/tax_policy/discuss_projects/, далее – проект закона).
Отметим, что принятый законодательным органом текст Закона может отличаться от проекта, в связи с чем представляемая в настоящем обзоре информация не является окончательной. Налог на добавленную стоимость 1. Планируется расширить перечь объектов налогообложения НДС.
Так, объектами налогообложения НДС будут также признаваться обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю.
Налоговая база при передаче ссудодателем имущества в безвозмездное пользование ссудополучателю будет определяться следующим образом:
— как подлежащие возмещению ссудодателю суммы начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость (если обязанность их возмещения ссудодателю не предусмотрена Президентом Республики Беларусь);
— как подлежащая возмещению ссудодателю стоимость расходов, связанных с имуществом и (или) с его содержанием (в том числе соответствующие расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию), за исключением стоимости приобретенных ссудодателем работ (услуг), связанных с имуществом и (или) с его содержанием.
Моментом фактической реализации будет признаваться последний день каждого отчетного периода, к которому приходятся расходы, связанные с имуществом и (или) с его содержанием, предъявляемые ссудополучателю к возмещению.
Но при этом объектом налогообложения НДС не будут признаваться обороты по передаче имущества в безвозмездное пользование, при которой:
— не производится возмещение ссудодателю расходов по содержанию имущества и (или) иных расходов, связанных с имуществом (в том числе начисленная амортизация, земельный налог или арендная плата за земельный участок, налог на недвижимость, соответствующие расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию);
— обязанность возмещения ссудодателю перечисленных выше расходов предусмотрена Президентом Республики Беларусь.
2. Обороты по реализации транспортных средств для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров производителями — резидентами Республики Беларусь в целях дальнейшей передачи указанных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга) (в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь) проектом закона предполагается исключить из перечня освобождающихся от НДС.
3. Предусматривается освобождение от НДС оборотов по реализации лизингодателями операций по передаче предназначенных для проживания физических лиц квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов в качестве предмета лизинга лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим возврат предмета лизинга по завершению предусмотренного договором финансовой аренды (лизинга) срока временного владения и пользования предметом лизинга.
4. В настоящее время если в состав одного юридического лица входят два и более обособленных подразделения, исполняющие налоговые обязательства этого юридического лица, то при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав одним из этих обособленных подразделений другому обособленному подразделению или юридическому лицу либо юридическим лицом одному из этих обособленных подразделений могут производиться исчисление и уплата налога на добавленную стоимость.
Проектом изменений предусмотрено, каким образом в таком случае определяется и корректируется налоговая база:
как стоимость передаваемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), имущественных прав без включения в нее налога на добавленную стоимость.
В случае уменьшения (увеличения) стоимости указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав по истечении отчетного периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права были переданы (выполнены, оказаны) в пределах одного юридического лица, налоговая база уменьшается (налоговая база увеличивается) на сумму разницы, возникающей между измененной и предыдущей стоимостью переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, в том отчетном периоде, в котором уменьшена (увеличена) стоимость ранее переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав.
5. Проектом изменений предполагается, что на инжиниринговые услуги не будет распространяться особенность определения дня выполнения услуг, установленная для строительных работ (последний день месяца, а при неподписании заказчиком актов выполненных работ – до 10го числа месяца, следующего за отчетным,- день подписания заказчиком актов). Таким образом, для определения дня выполнения инжиниринговых услуг будет применяться общее для всех услуг правило п. 1 статьи 100 Налогового кодекса Республики Беларусь.
6. Планируется становить возможность применения ставки ноль (0) процентов при реализации работ (услуг), оказываемых государственным объединением «Белорусская железная дорога» организациям железнодорожного транспорта общего пользования иностранных государств по:
— предоставлению в пользование грузовых вагонов, контейнеров, тележек, рефрижераторных вагонов;
— перестановке пассажирских вагонов на колесные пары другой колеи;
— работе локомотивов и локомотивных бригад.
7. Статьей 106-1 планируется ввести понятие «Электронный счёт-фактура». Данный документ будет являться обязательным для всех плательщиков налога на добавленную стоимость и служить основанием для осуществления расчетов по налогу на добавленную стоимость.
Форма электронного счета-фактуры, порядок его создания, заполнения, выставления, получения и хранения в электронном виде утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Электронный документооборот электронных счетов-фактур между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала электронных счетов-фактур.
Электронный счет-фактура заполняется плательщиком непосредственно на Портале либо загружается в виде файла Xml — формата, подготовленного в учетной системе плательщика. Формат файла утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Плательщик обязан при совершении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав электронный счет-фактуру. Электронный счет-фактура выставляется в день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Устанавливаются проектом случаи, когда электронный счет-фактура не составляется. Так, например, нет необходимости составления электронного счета-фактуры при совершении плательщиком оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и т.д.
Также проектом Закона установлены случаи, когда электронный счет-фактура не выставляется покупателю (работ, услуг), имущественных прав, но направляется на Портал. Среди таких случаев, например, реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав покупателям, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь; товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Республики Беларусь; товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализованных на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и т.д.
Электронный счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем к вычету сумм налога на добавленную стоимость. Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных плательщику при приобретении (уплаченных при ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, производится с учетом положений статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь:
— после получения и подписания подтверждения о получении электронного счета-фактуры электронной цифровой подписью – в отношении приобретенных на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— после составления и направления на Портал электронного счета-фактуры – в отношении ввезенных на территорию Республики Беларусь товаров, а также приобретенных на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
— после получения, подписания подтверждения о получении электронного счета-фактуры электронной цифровой подписью и оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями – в отношении приобретенных на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиками — организациями, являющимися плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, и индивидуальными предпринимателями.
Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумма НДС в электронном счете-фактуре необходимо указывать в национальной валюте Республики Беларусь.
Проектом изменений также регламентируется порядок выставления электронных счетов-фактур для отдельных операций, порядок действий в случае изменения стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, возвратов товаров, неправильного предъявления суммы НДС.

8. В перечень случаев, когда суммы налога на добавленную стоимость не подлежат вычету, планируется добавить товары в случае их порчи, утраты (за исключением порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие). Однако данное положение не будет применяться в отношении основных средств и нематериальных активов.
Под порчей товара будет пониматься ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей реализации.
Под утратой товара будет пониматься событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Не является утратой потеря товаров, понесенная плательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством Республики Беларусь.
Налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые им ранее к вычету по испорченным или утраченным товарам.
При невозможности определения размера ранее принятой к вычету суммы НДС налоговые вычеты плательщика подлежат уменьшению на налоговые вычеты, равные 20 процентам от стоимости испорченных или утраченных товаров. Уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором произошла порча, утрата таких товаров. Дата порчи, утраты товаров определяется как дата составления документа, подтверждающего порчу, утрату товаров.