Новые Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания вступили в силу 21 февраля 2019 года
21 февраля вступили в силу новые Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (в ред. от 14.11.2018 № 824).
Новая редакция существенно изменила документ, прежде всего, в части терминологического аппарата, были упразднены или смягчены отдельные обязанности субъектов торговли и общественного питания.
К числу наиболее значимых изменений, внесенных в документ, можно отнести:
1. Изменения в части информационного обеспечения потребителей:
-
не ограничивается срок предупреждения потребителя о временном продлении или приостановлении работы торгового объекта, объекта общественного питания (ранее он составлял 5 дней);
-
исключено требование о доведении до сведения потребителей информации о типе розничного торгового объекта и даты внесения сведений о торговом объекте, объекте общественного питания в Торговый реестр Республики Беларусь;
-
расширен перечень информации о товарах и продукции общественного питания, которую продавец обязан своевременно доводить до сведения покупателя (например, указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товаров; сведения о специальных свойствах пищевых продуктов; штриховой идентификационный код, если такая маркировка предусмотрена законом, и пр.);
-
изменен перечень сведений, указываемых на ценнике (например, теперь на нем не обязательно указывать дату оформления);
-
расширен перечень товаров, которые могут вместо ценников маркироваться товарными ярлыками и иным образом, например, путем оформления перечня товаров (канцелярские товары, игрушки, пищевые продукты в холодильном оборудовании и пр.);
-
введены новые правила, касающиеся фантазийных названий (слов) в наименованиях товаров, не характеризующих их назначение, потребительские свойства и применение (их допускается указывать на языке, предусмотренном в маркировке товаров изготовителем, при условии указания наименования товаров, определяющего их применение по назначению, на белорусском и (или) русском языках).
2. Изменения, касающиеся порядка обслуживания потребителей:
-
закреплено единое для всех объектов общественного питания время прекращения обслуживания – 30 минут до их закрытия (ранее для ресторанов и кафе это время составляло 30 минут, а для других объектов – 15 минут);
-
установлено право продавца не продавать образец товара, находящийся в витрине (ранее такой товар продавался по требованию покупателя);
-
изменен порядок погрузки крупногабаритных товаров силами продавца (теперь приоритетным местом погрузки такого товара на транспортное средство покупателя является предусмотренное торгово-технологическим процессом место для погрузки, а не парковка, как было ранее);
-
изменен перечень товаров, запрещенных к реализации несовершеннолетним, и порядок их реализации (например, теперь запрещена реализация несовершеннолетним конструктивно сходных с пневматическим и метательным оружием изделий);
-
расширен перечень товаров, которые могут быть реализованы с использованием средств разносной торговли (теперь таким способом могут реализовываться картофелепродукты, завтраки, кондитерские и хлебобулочные изделия в любой упаковке и пр.);
-
исключены нормы, регулирующие реализацию ритуальных товаров, особенности продажи мебели, а также декоративных растений и продукции цветоводства.
3. Особенности осуществления общественного питания:
-
исключены требования к информации, указываемой в меню, а также к порядку его оформления (ранее продукция общественного питания должна была располагаться в меню в определенном порядке, с указанием массы, объема или другой меры единицы изделия (порции), цены; меню должно было иметь подпись лица, уполномоченного продавцом, а также дату оформления);
-
изменен перечень сведений, указываемых в винной карте (например, теперь, помимо прочего, в винной карте необходимо указывать страну изготовления алкогольных напитков);
-
отменен запрет на хранение работниками продавца в торговом зале, контрольно-кассовом узле личных наличных денег и товаров, не являющихся собственностью продавца;
-
продавцу предоставлено право самостоятельно определять правила поведения покупателей в объектах общественного питания, не противоречащие законодательству.
4. Особенности продажи пищевых продуктов:
-
закреплены правила указания на ценниках цены товаров, масса или объем которых составляет более (менее) 1 кг или 1 литра (ранее это было лишь рекомендацией МАРТ);
-
из новой редакции исчезли правила продажи продовольственных товаров с охлаждаемых прилавков и витрин, нефасованных продовольственных товаров, сырых продовольственных товаров, живой рыбы, сыров, продуктов детского питания на молочной основе, хлеба и хлебобулочных изделий.
5. Введена глава «Особенности продажи табачных изделий»:
-
уточнен порядок формирования перечня реализуемых табачных изделий (теперь они должны располагаться в алфавитном порядке, с указанием страны изготовления, перечень должен выполняться буквами одинакового размера и шрифта и пр.);
-
закреплены правила демонстрации табачных изделий.
6. Особенности продажи текстильных, обувных и меховых товаров, одежды швейной и трикотажной, чулочно-носочных изделий и головных уборов:
-
отменена необходимость размещения таких изделий в торговом зале отдельно для мужчин, женщин и детей;
-
при продаже обуви потребителю теперь не обязаны сообщать гарантийный срок носки.
7. Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров:
-
введена обязанность продавца ознакамливать потребителя с потребительскими свойствами косметических товаров с использованием пробников, а также иными способами, представленными изготовителями товаров (ранее такая обязанность относилась только к парфюмерно-косметическим товарам);
-
исключена обязанность продавца проверять работоспособность аэрозольной упаковки товаров в присутствии покупателя.
8. Особенности продажи бывших в употреблении непродовольственных товаров:
- запрет на одновременное размещение новых и бывших в употреблении товаров снят в отношении букинистических изделий (ранее такой запрет касался любых товаров).
9. Особенности продажи пиротехнических изделий бытового назначения:
-
введен запрет на реализацию пиротехнических изделий бытового назначения в подвальных этажах капитальных строений (зданий, сооружений) (по-прежнему запрещена реализация пиротехнических изделий в объектах, входящих в комплекс автозаправочных станций);
- изменено максимальное количество пиротехнических изделий, размещаемых в торговых объектах (исходя из класса опасности, типа торгового объекта и его метража).