10.07.2020

О неначислении амортизации: разъяснение МНС

Опубликовано обзорное письмо МНС от 19.06.2020 № 2-2-10/01295 «О неначислении амортизации».

Напомним, 15 апреля 2020 года Совмином принято постановление № 229 «О неначислении амортизации основных средств и нематериальных активов в 2020 году». Подробнее об этом можно почитать здесь.

Документом установлено, что организации и ИП вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января по 31 декабря 2020 г. по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности. При этом нормативные сроки службы и сроки полезного использования указанных объектов основных средств и нематериальных активов продлеваются на срок, в котором начисление амортизации не производилось.

На сайте Минэкономики отмечается, что такая мера является временной и реализуется по желанию субъектов хозяйствования.

С целью обеспечения единообразия учетной политики организаций в течение отчётного года решение о неначислении амортизации принимается на весь период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

Как поясняет МНС в своем письме № 2-2-10/01295, суммы начисленной амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, при исчислении налога на прибыль включаются в состав затрат, по производству и реализации.

Учитывая изложенное, необходимо обратить внимание, что если решение о неначислении амортизации принято после первого срока исполнения налогового обязательства по налогу на прибыль — 20 апреля 2020 г., организация должна изменить свои показатели в расчете налога на прибыль при представлении налоговой декларации за 2 квартал 2020 г. путем заполнения Раздела III «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль.

При этом решение о неначислении амортизации с 1 января 2020 г. повлечет доплату налога на прибыль, в связи с чем к плательщику будут применены меры обеспечения исполнения налогового обязательства — пени.

В отношении привлечения к административной ответственности необходимо исходить из следующего. Согласно ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП не являются административным правонарушением, предусмотренным чч. 1 — 6 названной статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими, в частности, внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, — до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений — уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки.

В рамках действующего законодательства после корректировки показателей в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль плательщик вправе обратиться с ходатайством об освобождении от пеней в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней».