Регулирование трансфертного ценообразования 2016

Продолжаем обзор изменений налогового законодательства, вступление в силу которых ожидается с 2016 года. Материал содержит информацию не обо всех планируемых изменениях, а только о той их части, которую мы посчитали важной для многих налогоплательщиков.
При подготовке данного материала использовался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» по состоянию на 26 октября 2015 года, текст которого размещен на интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://minfin.gov.by/ru/tax_policy/discuss_projects/, далее – проект закона).
Отметим, что принятый законодательным органом текст Закона может отличаться от проекта, в связи с чем представляемая в настоящем обзоре информация не является окончательной.
В результате внесения изменений в статью 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, в которой устанавливаются принципы определения цены на товары для целей налогообложения, существенно возрастает объем операций, подпадающих под контроль налоговых органов на соответствие рыночным (трансфертное ценообразование).
1. Расширяется круг контролируемых сделок, связанных с недвижимым имуществом. Согласно проекту закона контроль будет распространятся на сделки по реализации или приобретению:
— недвижимого имущества (его части), а также сделкам, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций – жилого и (или) нежилого помещения;
— жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенным после государственной регистрации создания объекта строительства;
— уступке права требования по договору создания объекта долевого строительства, совершенным после государственной регистрации создания такого объекта.
Контроль таких сделок осуществляется при отклонении цены сделки более чем на 20 процентов от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество (его части), на жилые и (или) нежилые помещения идентичные (однородные) помещениям в отношении которых реализованные (приобретенные) жилищные облигации удостоверяют внесение денежных средств, жилые и (или) нежилые помещения, идентичное (однородное) объекту долевого строительства.
2. Расширяется также круг контролируемых сделок по реализации и приобретению товаров (работ, услуг).
О перечне таких сделок пойдет речь ниже, но сразу выделим два общих критерия для осуществления контроля в отношении налоговой базы для сделок по реализации и приобретению товаров (работ, услуг).
Первый критерий — процент отклонения цены сделки от рыночной:
— реализация товаров (работ, услуг) по ценам ниже рыночных более чем на 20 процентов на дату отражения выручки от реализации (дохода),
— приобретение товаров (работ, услуг) по ценам выше рыночных более чем на 20 процентов на дату отражения затрат (расходов) на их приобретение.
Второй критерий – сумма сделок. Налоговые органы будут вправе осуществлять контроль налоговой базы по сделкам, если в течение налогового периода сумма цены (стоимости) сделок по реализации товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 200 миллионов белорусских рублей (без учета косвенных налогов), сумма цены (стоимости) сделок по приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 200 миллионов белорусских рублей (без учета косвенных налогов).
Проектом закона планируется определить следующим образом перечень сделок, в отношении которых будет осуществляться контроль налоговой базы при наличии перечисленных выше критериев. Это сделки:
— совершенные по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или лицом, место регистрации (место постоянного пребывания) которого находится в государстве (территории), включенном в перечень оффшорных зон, который определяется Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора;
— совершенные по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося по отношению к ним взаимозависимым лицом через совокупность сделок. Такая совокупность сделок приравнивается к сделке с взаимозависимым лицом, не принимая во внимание наличие третьего лица (лиц), с участием (при посредничестве) которого (которых) совершается такая совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо (лица), не признаваемое взаимозависимым и принимающее участие в указанной совокупности сделок:
-----не выполняет в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
-----не использует никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
— совершенные с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), как это указано выше), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.
При этом сумма цены (стоимости) сделок определяется путем суммирования соответственно значения цены (стоимости) каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения выручки, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, или значения цены каждой сделки по приобретению товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения затрат (внереализационных расходов).
— сделки, иные, чем перечисленные выше, если в течение налогового периода сумма цены (стоимости) сделок по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) по внешнеторговой деятельности организации, реализовавшей (приобретшей) товары по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, а также организации, включенной в перечень крупных плательщиков, с одним лицом превышает 10 миллиардов белорусских рублей (без учета косвенных налогов).
Сумма цены (стоимости) сделок определяется путем суммирования значения цены (стоимости) каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения выручки, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода и значения цены каждой сделки по приобретению, определяемой на дату отражения затрат (внереализационных расходов) (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), которое выполняет функции, о которых было указано выше (далее – крупные сделки).
Обратим особое внимание, что во всех перечисленных сделках, во-первых, под товарами (работами, услугами) будет пониматься товар, иное имущество, имущественные права, иные объекты гражданских прав, работа, услуга.
Во-вторых, под реализацией товара (работы, услуги) будет пониматься реализация товара (выполнение работы, оказание услуги), предоставление в пользование имущества, имущественных прав, товарного знака и знака обслуживания, реализация (передача в пользование и (или) распоряжение) иных объектов гражданских прав.
Под приобретением товара (работы, услуги) – соответственно приобретение товара (работы, услуги), приобретение (получение в пользование и (или) распоряжение) имущества, имущественных прав, товарного знака и знака обслуживания, иных объектов гражданских прав.
Таким образом, контролю налоговой базы будут подвергаться также сделки по лицензионным договорам.
В дополнение к ранее установленным в статье 20 Налогового кодекса Республики Беларусь критериям взаимозависимости добавляются два новых типа отношений:
— между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;
— между организациями, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов – одни и те же физические лица составляют одни и те же физические лица совместно с физическими лицами, которые состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.
3. Независимо от того, удовлетворяют ли сделки условиям, при наступлении которых осуществляется контроль налоговой базы, такой контроль не будет распространяться на:
— сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), если цена (стоимость) сделки определена в международном договоре Республики Беларусь;
-банковские операции по перечню, определенному Банковским кодексом Республики Беларусь;
— операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
4. Планируется ввести новый метод определение налоговой базы – метод распределения прибыли. Данный метод может использоваться в случае невозможности использования предыдущих методов. Суть данного метода заключается в сопоставлении фактического распределения между взаимозависимыми лицами, являющимися сторонами проверяемой сделки (сделок), полученной ими совокупной прибыли, с распределением прибыли между сторонами сделок.
5. Проектом закона предусматривается дополнительная детализация порядка определения рыночных цен на товары (работы, услуги), определения сопоставимости сделок.
6. Планируется ввести обязанность налогоплательщика уведомлять о совершенных им в налоговом периоде сделках путем представления в налоговый орган по месту постановки на учет:
а) информации об осуществлении сделок с взаимозависимыми лицами и резидентами оффшорных зон с отклонением более чем на 20 процентов от рыночных.
Информация о сделках представляется в налоговый орган путем внесения плательщиком сведений о них в электронный счет-фактуру (независимо от суммы цены сделок, имеющейся на день, предусмотренный Налоговым кодексом Республики Беларусь для представления в налоговый орган электронного счета-фактуры) и направления его с использованием портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
б) подтверждения экономической обоснованности примененной им цены и (или) документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены, в случаях, предусмотренных в пункте 7 статьи 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь.
7. Контроль соответствия цен, примененных плательщиком, рыночным ценам при определении налоговой базы осуществляется налоговым органом в отношении налога на прибыль посредством:
— камеральных проверок;
— выездных проверок.
При возникновении у налогового органа в ходе камеральной проверки обоснованных сомнений относительно соответствия рыночным ценам примененных плательщиком цен, подлежащих контролю, плательщику направляется на бумажном носителе или в виде электронного документа уведомление с предложением внести в налоговую декларацию (расчет) соответствующие исправления либо представить:
— подтверждение экономической обоснованности примененной им цены:
— документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены — по крупным сделкам. Непредставление плательщиком подтверждения и (или) документации в срок, в установленный срок и (или) установление налоговым органом расхождения информации, представленной плательщиком, с информацией о рыночных ценах на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги) являются основанием для включения плательщика в план проверок.
Налоговые органы для целей осуществления контроля трансфертных цен вправе запрашивать у участников сделок, государственных органов и третьих лиц информацию, необходимую для определения рыночной цены по сделкам.
8. Плательщик, осуществивший крупные сделки, обязан составлять и по уведомлению налогового органа, проводящего камеральную проверку (предписанию (требованию) налогового органа, проводящего выездную проверку или запланировавшего в установленном порядке ее проведение), представить в этот налоговый орган документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, по каждому договору (дополнению к договору), составившей часть крупной сделки.
Плательщик, осуществивший сделки со взаимозависимыми лицами, резидентами оффшорных зон, подлежащие контролю, обязан по уведомлению налогового органа, проводящего камеральную проверку, по предписанию (требованию) налогового органа, проводящего выездную проверку (или запланировавшего в установленном порядке ее проведение), представить подтверждение экономической обоснованности примененной им цены, которое должно содержать обоснование того, что примененная плательщиком цена соответствует рыночной цене, сложившейся соответственно на дату реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг),
Документация и подтверждение экономической обоснованности примененной цены, представляются:
— при проведении камеральной проверки – в срок, указанный в уведомлении, который не может быть менее 10 рабочих дней со дня направления уведомления;
— при проведении выездной проверки – в срок, установленный налоговыми органами в предписании (требовании), который не может быть менее 5 рабочих дней со дня вручения предписания (требования).
Проектом закона определяются также требования к составу и содержанию такой документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной плательщиком цены.