08.07.2020

Закон о валютном регулировании изложен в новой редакции

Опубликован Закон Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»

Документом внесены изменения сразу в несколько нормативных актов:

  • Закон РБ от 05.01.2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг»;

  • Банковский кодекс РБ;

  • Закон РБ от 22.07.2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании, Закон).

Наиболее масштабные перемены коснулись именно Закона о валютном регулировании — он полностью изложен в новой редакции.

Как отметил в своем решении Конституционный Суд, принятие Закона № 36-З обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, согласования норм Закона о валютном регулировании с положениями иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Рассмотрим основные новации Закона о валютном регулировании:

1. Понятийный аппарат.

2. Полномочия Нацбанка.

3. Валютные ограничения.

4. Валютный договор.

5. Валютные операции между юридическими лицами — резидентами.

6. Валютные операции между юридическим лицом — резидентом и физическим лицом — резидентом.

7. Валютные операции между физическими лицами — резидентами.

8. Счета резидентов за пределами Республики Беларусь.

9. Репатриация денежных средств.


1. Понятийный аппарат.

Новая редакция Закона изобилует терминами, которые в прежней не встречались: «валютный договор», «внутренний валютный рынок», «мониторинг валютных операций», «репатриация денежных средств» и пр. Отдельные же, ранее знакомые понятия получили новое развитие и значение.

Так, например, обновленный Закон не содержит привычного разделения валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

2. Полномочия Нацбанка.

Совмин и Нацбанк сохранят статус органов валютного регулирования, как это предусмотрено действующей редакцией Закона. Однако после ее обновления Нацбанк будет наделен новыми функциями и полномочиями, например:

  • установление порядка регистрации валютных договоров, перечня валютных операций, при проведении которых валютный договор подлежит регистрации, а также предельного размера суммы обязательств по валютному договору, при превышении которого валютный договор подлежит регистрации;

  • установление порядка совершения операций с электронными деньгами;

  • проведение мониторинга валютных операций, включая сбор, регистрацию и анализ информации о проводимых на внутреннем валютном рынке валютно-обменных операциях, проводимых резидентами валютных операциях по зарегистрированным валютным договорам, а также о полученных (переданных) товарах. Для этих целей Нацбанком будет формироваться специальная база данных на основании информации, получаемой в рамках обмена с иными органами валютного контроля, от государственных органов и иных организаций, а также от банков Республики Беларусь, Банка развития и иных резидентов.

В то же время исключается функция Нацбанка по выдаче разрешений на осуществление валютных операций.

3. Валютные ограничения.

Статьей 7 Закона о валютном регулировании, изложенного в новой редакции, предусматриваются условия введения и виды валютных ограничений.

Так, они могут вводиться в случае угрозы экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики.

К валютным ограничениям относятся:

  • установление запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций;

  • установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютнообменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;

  • требование получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;

  • требование обязательной продажи полученной юридическими лицами — резидентами иностранной валюты;

  • ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.

Валютные ограничения вводятся Нацбанком совместно с Совмином на срок не более одного года.

Конституционный Суд в упомянутом выше решении указал на то, что считает условия введения валютных ограничений и их виды конституционно допустимыми. По мнению Суда, они служат интересам защиты экономической безопасности Республики Беларусь и стабильности ее финансовой системы, защиты прав и свобод других лиц и соотносятся с принципами и нормами Конституции.

4. Валютный договор.

Действующей редакцией Закона такой термин не предусмотрен, в новой же он будет звучать следующим образом:

Валютный договор — это договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции.

К валютному договору Законом предъявляется ряд требований:

1) он должен регистрироваться в определенных случаях, установленных Нацбанком;

2) резиденты обязаны представлять документы и иную информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам;

3) договор должен предусматривать сроки исполнения обязательств контрагентами-нерезидентами:

  • по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг;

  • по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг.

5. Валютные операции между юридическими лицами — резидентами.

Со вступлением в силу новой редакции Закона юридическим лицам — резидентам РБ будут доступны, в том числе, следующие валютные операции, проводимые в безналичной форме через счета, открытые в белорусских или иностранных банках:

  • операции, связанные с внесением валютных ценностей в депозит нотариуса;

  • операции, связанные с залогом, изъятием, арестом, конфискацией, обращением в доход государства иным способом валютных ценностей;

  • операции, связанные с перечислением, возвратом иностранной валюты на основании исполнительных документов по неисполненным денежным обязательствам плательщика, выраженным в иностранной валюте;

  • операции в иностранной валюте по договорам перестрахования в случаях, когда по договорам страхования, сострахования, требующим в соответствии с законодательством о страховании их дальнейшей передачи в перестрахование, использование иностранной валюты установлено валютным законодательством;

  • операции, связанные с перечислением валютных ценностей на счета правопреемников в связи с реорганизацией юридического лица;

  • операции, связанные с перечислением, распределением иностранной валюты, полученной по договорам предоставления международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, при условии ее дальнейшего использования для приобретения товаров, работ, услуг у нерезидентов;

  • операции по возврату валютных ценностей в случае изменения или расторжения валютных договоров; по сделкам, являющимся недействительными, и др.

6. Валютные операции между юридическим лицом — резидентом и физическим лицом — резидентом.

Со вступлением в силу новой редакции Закона юридическим лицам — резидентам РБ будут доступны, в том числе, следующие валютные операции с физическими лицами — резидентами:

  • операции, связанные с перечислением иностранной валюты, поступившей на счет юридического лица — резидента из-за пределов РБ и причитающейся физлицу в качестве наследства, в том числе полученной от реализации наследственного имущества, стипендий, грантов, алиментов, государственных пособий, безвозмездной помощи, пожертвований, компенсаций, страховых выплат, страховых премий, возмещения вреда и иных социальных выплат, а также выплат на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

  • операции в иностранной валюте между ФСЗН и физлицом в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, предусматривающими выплату пенсий и пособий в иностранной валюте;

  • операции в иностранной валюте, связанные с реализацией физлицу товаров в магазинах беспошлинной торговли и на борту воздушных судов белорусских авиационных организаций, а также с реализацией товаров и оказанием услуг в поездах государственного объединения «Белорусская железная дорога», выполняющих международные перевозки пассажиров;

  • операции в иностранной валюте между юридическим лицом — резидентом, являющимся транспортной организацией, и физлицом на территории иностранного государства по договорам перевозки пассажиров и их багажа, грузов, перевозимых физлицом для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

  • операции в иностранной валюте, связанные с оплатой или возмещением физлицу  расходов, связанных со служебными командировками, с направлением на обучение (стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации), разъездами индивидуального предпринимателя за пределы Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, из-за пределов Республики Беларусь, выплатой компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) на территории иностранного государства;

  • операции в иностранной валюте, связанные с выплатой физлицу вознаграждения за выполнение им трудовых обязанностей на территории иностранного государства, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), и др.

7. Валютные операции между физическими лицами — резидентами.

Новой редакцией Закона расширен перечень допустимых валютных операций между физлицами-резидентами:

  • операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме физлицом в пользу иных физлиц, являющихся его супругом (супругой) или родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными), родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками, прадедом, прабабкой, правнуками и такими же родственниками супруга (супруги), в том числе на счета указанных лиц, открытые в белорусских или иностранных банках;

  • дарение (пожертвование) валютных ценностей;

  • предоставление займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврат этих займов и уплата процентов за пользование ими;

  • передача валютных ценностей на хранение и их возврат;

  • приобретение валютных ценностей в порядке наследования;

  • приобретение, отчуждение за белорусские рубли в целях коллекционирования и тезаврации (накопления) в единичном экземпляре денежных знаков в виде монет, банкнот в иностранной валюте (отличающихся друг от друга наименованием валюты и номиналом), по отношению к которой официальный курс белорусского рубля Нацбанком не устанавливается либо устанавливается не на ежедневной основе, а также приобретение, отчуждение единичных экземпляров указанных денежных знаков посредством обмена друг на друга в тех же целях.

8. Счета резидентов за пределами Республики Беларусь.

Новой редакцией Закона закрепляется право резидентов (физлица, юрлица, ИП):

1) без ограничений открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в иностранных банках, если иное не установлено законодательными актами;

2) без ограничений переводить белорусские рубли и иностранную валюту:

  • на свои счета, открытые в иностранных банках, со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;

  • со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, или другие свои счета, открытые в иностранных банках;

3) получать на счета, открытые в иностранных банках, белорусские рубли и иностранную валюту, в том числе:

  • переводимые резидентами со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, или других своих счетов, открытых в иностранных банках;

  • внесенные наличными денежными средствами физическим лицом — резидентом на свой счет;

  • полученные от нерезидентов по валютным операциям, связанным с экспортом, импортом;

  • полученные по договору купли-продажи ценных бумаг, заключенному с нерезидентом;

  • полученные по кредитному договору, договору займа, заключенным с нерезидентом;

  • полученные от нерезидентов при продаже, сдаче в аренду имущества резидента, находящегося на территории иностранного государства и относимого в соответствии с законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

  • полученные от нерезидентов в качестве доходов в результате осуществления инвестиций (дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения);

  • полученные от нерезидентов на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;

  • полученные от нерезидентов в виде грантов и др.

9. Репатриация денежных средств.

Очевидно, этим понятием законодатель заменит сроки завершения внешнеторговых операций. В новой редакции Закона сказано, что юридические лица — резиденты при экспорте и импорте обязаны обеспечить зачисление на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусских рублей и (или) иностранной валюты.

При этом срок репатриации определяется юридическим лицом — резидентом самостоятельно, исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Нацбанком.

***

Новая редакция Закона о валютном регулировании вступит в силу 9 июля 2021 года. За этот год Нацбанку и Совмину поручено обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Законом.